С 25 по 28 января в Нижнем Новгороде, а с 1 по 4 февраля в Санкт-Петербурге и Калининграде пройдет Эхо III Московского международного фестиваля архивных фильмов, который организует Госфильмофонд России. Фильмом открытия в Новгороде станет «Игра без риска» — свежайшая (и наиболее полная) версия ленты 1927 года. О ней и других сокровищах рубрики «Культурный обмен, реставрации и находки» рассказывает историк кино и научный сотрудник ГФФ Тамара Шведюк.
Самой увлекательной частью работы в архиве, безусловно, является атрибутирование (опознание) ранее неизвестных фильмов (чаще их фрагментов), поступающих в коллекцию, либо уже хранящихся там. Среди них тоже, разумеется, хватает проходных, однако встречаются и настоящие сокровища.
Супероткрытием этого года стала ранняя короткометражка с Максом Линдером «Отравительница», до сих пор считавшаяся утраченной. Это отнюдь не комедия, а снятая в духе «Гран-Гиньоля» криминальная драма, где Линдер — злодей, подстрекающий любовницу к убийству мужа. Фильм сохранился полностью и в хорошем техническом состоянии.
«Отравительница» стала фильмом открытия ММФАФ вместе с «Детьми века» Евгения Бауэра (цифровая реставрация Госфильмофонда была приурочена к юбилею Веры Холодной), а в течение всего фестиваля его можно будет увидеть на экранах в фойе кинотеатра «Иллюзион».
Не менее любопытной «находкой» этого года в коллекции киноархива стал «Трубадур» — дебютная картина итальянской звезды немого периода Франчески Бертини. Она, как известно, была первой кинодивой зарождавшейся в Италии 1910-х системы кинозвезд и самой высокооплачиваемой артисткой в мире наряду с Энрико Карузо.
В связи с обнаружением «Трубадура», считавшегося утраченным, была подготовлена целая программа «Франческа Бертини — первая и последняя дива». В нее вошли два уникальных фрагмента «Моей малышки» (1916) и «Тоски» (1918), сохранившихся в цвете и предоставленных Болонской синематекой, а также абсолютный шедевр немого кино — веристская драма «Ассунта «Спина», которую Бертини также режиссировала. Картина считается предтечей итальянского неореализма, а сама Анна Маньяни сыграет в ремейке фильма 1942 года.
Если продолжать тему неореализма, то на закрытии ММФАФ можно будет увидеть опять же пришедшую из Болоньи новую цифровую реставрацию «Шуши» Витторио Де Сики, премьера которой в прошлом году состоялась на Каннском кинофестивале.
В рамках обмена между киноархивами — членами Международной федерации киноархивов (FIAF), коим Госфильмофонд является с 1948 года, Фестиваль немого кино в Сан-Франциско прислал новую цифровую реставрацию «Глупых жен» гениального Эриха фон Штрогейма. Восстановительные работы по случаю 100-летия фильма проводил упомянутый фестиваль (совместно Музеем современного искусства в Нью-Йорке).
Как известно, киноленты перфекциониста фон Штрогейма нещадно сокращались и цензурировались, потому от них мало что оставалось перед выходом в прокат. Так, из 320 катушек отснятого материала для «Глупых жен» (Штрогейм никогда не считался ни с финансовыми, ни с временны́ми ограничениями студий), режиссер смонтировал восьмичасовой фильм на 32 катушках, но в конечном счете от фильма оставили всего десять.
Нынешняя цифровая реставрация «Глупых жен» наиболее полная из всех существующих — да еще и в цвете! Фильм стоит увидеть и потому, что фон Штрогейм был одним из самых талантливых режиссеров немой эпохи. С трудом верится, что съемки «Глупых жен» начались в 1920 году, ведь в действительности фильм существенно опережает свое время: в Голливуде так научатся снимать только в конце десятилетия.
Поистине канонический пример, как по миру собирают и восстанавливают фильмы буквально по крупицам, — реставрация американской немой комедии «Игра без риска» (или «Действовать наверняка») с довольно популярным комиком 1920-х Монти Бэнксом.
«Игра без риска» была известна в основном благодаря копии перемонтированной двухчастной версии фильма под названием «В погоне за Ту-ту», содержащей кульминационную и наиболее захватывающую сцену фильма — эпизод с мчащимся поездом. Ее включали во многие документальные ленты о кино: легендарный сборник режиссера Роберта Янгсона «Дни страха и смеха» (1961), антологию «Большая погоня» (1962), знаменитый документальный сериал «Голливуд» (1980) — в качестве примера одного из наиболее впечатляющих трюков в истории американского немого.
Основой для реставрации и реконструкции, инициированной Dave Glass Productions Ltd. стала копия из Библиотеки Конгресса США, однако в Госфильмофонде сохранилась более подробная версия — японская и озвученная. Но это еще не все: кое-какие «кусочки» ленты были найдены в других коллекциях, причем на 16 мм и даже 9,5 мм пленках.
Реставрационные работы были завершены буквально несколько дней назад. И фильм абсолютно точно стоит увидеть, так как на III ММФАФ фактически состоится мировая премьера новой реконструированной и реставрированной версии, наиболее полной и максимально приближенной к оригиналу.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari