В прокат вышел фильм «Великий» Эндрю Левитаса, реальная история экологического кризиса в японской деревне Минамата в начале 1970-х. Американский фотограф У. Юджин Смит едет в эпицентр событий, чтобы помочь местным жителям справиться с трагедией. Смита играет Джонни Депп, который в фильме пьет много виски и носит модный берет. Наталья Серебрякова поговорила с Левитасом о том, где на самом деле снималось кино, как выглядел У. Юджин Смит и чем вдохновлялся автор.
— Вы что-нибудь знали о У. Юджине Смите до того, как приступить к фильму?
— Конечно, знал. Дело в том, что я — преподаватель и помню работы Смита еще с детства, когда был ребенком. Его работы всегда придавали моей жизни оптимизма. Но я не знал всей истории Минаматы. Я знал кое-что из нее только потому, что видел раньше фото. Такие вещи навсегда остаются в вашей голове, когда вы их видите. Что меня всегда поражало в работе Джина Смита, так это то, что он обладал способностью показать вам на одном фото как самые темные, так и самые светлые стороны человечества. Он мог показать вам что-то настолько ужасное, но в то же время он был полон любви, надежды, сострадания и доброты.
— Джонни Депп не только играет главную роль в фильме, но также и продюсер. Как так получилось, что вы стали режиссером?
— Не я был автором проекта, это то, чем хотел заниматься Джонни, и он был увлечен проектом в течение долгого времени. Джонни занимался исследованием этой темы.
Я живу в Лондоне, и у нас с Джонни был общий агент из Лос-Анджелеса. Так что мы с Джонни встретились. Изначально встреча планировалась на час, но она затянулась на шесть или восемь часов. Работать с ним было невероятным подарком. Джонни Депп — самый отзывчивый и самый заинтересованный сотрудник. Этот проект был словно его ребенок. Это то, о чем он заботился.
— В фильме, кроме естественного освещения, используется много искусственного света и цвета. Почему вы решили сделать некоторые кадры красными, зелеными или синими?
— Это наша реплика тем естественным цветам, которые существуют в природе. И, поскольку в картине есть полностью черно-белые фрагменты, снятые на 16 мм и 8 мм пленку, имитирующие документальную стилистику, мы подумали, что интересно будет разбавить их цветными сценами. Такое решение мы приняли с нашим оператором и колористом. К тому же Юджин фотографирует на черно-белую пленку. И он — исключительный художник. Не обладая такой исключительностью, как наш герой, мы могли рассказать историю в миллионе кадров и выбрали эту цветную палитру, чтобы приблизить рассказ к жизни.
— Вы действительно снимали в Японии? Как вы выбирали локации?
Большую часть фильма мы снимали в Сербии и Черногории. В Черногории была природа и локации, напоминающие Минамату. Поэтому мы построили эту японскую деревеньку с ее типичными домиками на морском берегу Монтенегро. Некоторые моменты снимали собственно в Минамате. Также всю звукозаписывающую часть мы сделали в Минамате, что для меня особенно важно.
— Вы использовали какие-то документальные архивы для исследования истории кризиса Минаматы?
Норияки Цутимото, снявший в 1970-х несколько фильмов об этой трагедии, — мой личный герой. Я опирался на его работы. Также мы использовали некоторые документальные записи. Кроме того, я обнаружил обширный архив с фотографиями У. Юджина Смита. Нам любезно разрешили их использовать. И, естественно, книги, видео и интервью того периода.
— Как вы придумали этот образ для Джонни Деппа — борода, седые курчавые волосы, берет? Кажется, у вас даже на съемках был особый стилист по волосам для Деппа…
— Мы не изобретали велосипед. Ведь именно так выглядел У. Юджин Смит. Мы посмотрели на его портреты того периода, когда он был в Минамате, и сделали из Джонни Деппа максимально близкого человека, похожего по внешнему виду на Смита.
— Ваш первый фильм «Колыбельная» был о праве на смерть. Вы посвятили его своему умершему отцу…
— Да, эта история была очень важна для меня. Мы сняли мой первый фильм за 19 дней и за какие-то смешные деньги. Но это очень личная, интимная история. У каждого в жизни бывают трудные моменты. Этот фильм заставляет вас думать о некоторых тяжелых вещах и думать о своей жизни. Меня волнует эта тема — право на смерть. У меня нет ответа, что правильно, а что нет, но это важная тема. Речь идет о достоинстве и о свободе. У стольких людей в этой стране отняли достоинство и свободу в то время, когда они больше всего нуждаются в поддержке и меньше всего способны бороться за себя. И это настоящая проблема.
— Вы — мультимедиа-художник: скульптор, живописец, фотограф, режиссер… Никогда не думали остановиться на чем-то одном?
— Нет, я не могу остановиться на чем-то одном. Я верю в то, что наш мир органичен. И если подойти к этому ближе — к любому делу, которым вы занимаетесь, будь то писательство или поэзия, игровое кино или документалистика, я считаю, что наша миссия — описывать этот мир. И если вы нашли предмет, который вас интересует, ваша задача как художника «поженить» его с лучшим медиа, которое ему соответствует. Для «Минаматы» таким инструментом был именно фильм.
— Но в детстве-то вы кем хотели быть?
— Я думаю, я всегда хотел быть артистом. Когда я был мальчиком, я много рисовал, но я нуждался в том, чтобы сфокусироваться на чем-то конкретном. Я хотел быть похожим на своего отца, который также был художником. Сейчас у меня много ролей в жизни — я и отец, и художник, и муж, и режиссер. Но я всегда хотел быть кем-то, кто разговаривает со своей аудиторией — хоть по телефону, хоть через экран.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari