Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Человек, который светился: Жан Виго — поэт визуальных наваждений

Познавательнейший цикл «Великий кинемо» Антона Мазурова рассказывает не только о целых жанрах и явлениях, но и о фигурах, которые занимают важное место в истории кино. Одним из таких режиссеров является, безусловно, Жан Виго — скончавшийся в 29 лет французский постановщик, снявший всего четыре картины (полнометражную, среднеметражкую и два коротких метра), но значительно повлиявший на отечественный и мировой кинематограф.

Виго — сын известного радикального анархиста Мигеля Альмерейда, родился в Париже, часто посещал отца в тюрьме и сам придерживался идей антибуржуазных. В какой-то момент он стал много ходить в кино (любил, естественно, Чаплина), общаться с фигурами французского авангарда и подрабатывал на съемках.

Затем будущий режиссер переехал с женой Елизаветой Лозинской в Ниццу, купил камеру, познакомился с оператором Борисом Кауфманом (младший брат Дзиги Вертова) и решил снять фильм о городе, попутно обучаясь кинематографии. Уже в фильме «По поводу Ниццы» (1930) начали проявляться и утверждаться элементы поэтики Жана Виго — рифмы, визуальные и социальные. Режиссер и оператор, придерживавшиеся идей КиноковОбъединение советских документалистов во главе с Дзигой Вертовым, которые в 1920-х критиковали постановочность кинематографа и считали, что камера не обязана подражать человеческому главу, — прим. ред., одновременно передали очарование города и его двуличную буржуазную сущность.

Дальше Виго и Кауфман только развивали эту киногеничную поэтику, часто относимую к поэтическому реализму, который тогда только зарождался. Апофеозом их кинематографической манеры стал фильм «Аталанта» (1934). В том же году режиссер скончался от туберкулеза, оставив бесконечное количество задуманных проектов (многие были в разработке). В 1951 году учредили премию его имени — для молодых французских режиссеров (среди лауреатов — Годар, Шаброль и Маркер).

Это 13-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.

  • В первой он рассказывал про знаменитый немецкий экспрессионизм;
  • Во второй — про кино Третьего рейха;
  • В третьей — про мондо-фильмы, завиральную итальянскую документалистику;
  • В четвертой — про великого независимого Джона Кассаветиса;
  • В пятой — про эмблему Нового Голливуда Хэла Эшби;
  • В шестой — про Новый Голливуд и его предпосылки;
  • В седьмой — про документалиста Жана Руша и эстетику французской новой волны;
  • В восьмой — про мессианство Пьера Паоло Пазолини;
  • В девятой — о Милоше Формане как представителе чешской новой волны и американском режиссере;
  • В десятой — про фотографа и режиссера Уильяма Кляйна, проводника поп-арта в кино;
  • В 11-й — про Карела Рейша и послевоенное социальное кино Великобритании;
  • В 12-й — про Жана Эсташа и конец французской новой волны.

«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице курса.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari