В рамках цикла «Великий кинемо» Антон Мазуров продолжает рассказывать о значимых фигурах и явлениях в истории мирового кинематографа. В новой лекции речь идет про композитора Рюити Сакамото (1952), писавшего музыку для «Последнего императора» (1987) и «Маленького Будды» (1993) Бертолуччи, «Высоких каблуков» (1991) Альмодовара, «Выжившего» (2017) Иньярриту и «Проксимы» (2019) Винокур. Мазуров рассказывает об «экзистенциальном саундтреке» Сакамото и о том, как звук пришел в кино и эволюционировал в рамках молодого искусства.
Формально датой рождения звука в кино считается 6 октября 1927 года — появление в кинотеатрах фильма «Певец джаза». Хотя совместить немое кино со звуком и музыкой пытались и ранее. Правда, звукозаписывающие устройства из-за технических ограничений не могли угнаться за растущей длинной фильмов и возможными неполадками во время сеанса. Зато таперы, исполнявшие живой саундтрек во время сеанса, были способны сымпровизировать, подстроившись под происходящее на экране или в зале.
Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин опасались, что открытие звука исказит силу воздействия монтажа, а сама технология будет развиваться в неправильном русле:
«Первые опытные работы со звуком должны быть направлены в сторону его резкого несовпадения со зрительными образами».
В середине 1950-х появились легкие камеры с синхронным звуком. Стремление к естественности, которого опасались лидеры советского авангарда, сменилось новой искренностью. С изменением чувствительности микрофонов на запись стали попадать окружающие шумы («атмосфера»). Их тоже стали использовать в музыкальном оформлении фильмов, а также появились композиторы, работавшие непосредственно в кино.
Среди них и культовый композитор Рюити Сакамото, чья музыка не просто украшает или дополняет фильм, но позволяет погрузиться в него. В творчестве Сакамото звучат нотки этно-музыки, которую он изучал в юности, но пошел по пути не исследователя, а практика-экспериментатора. В 1978 году он вместе с двумя другими молодыми композиторами организовал группу Yellow Magic Orchestra, с которой они исполняли модный синти-поп. Впрочем, палитра Сакамото гораздо шире — он работает и с эмбиентом, и босановой, и другими музыкальными направлениями.
Это 21-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.
«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице курса.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari