Про фотографа и режиссера Уильяма Кляйна известный документалист Крис Маркер сказал, что любой кадр из его фильма, если нажать на паузу, превратится в характерную кляйновскую фотографию. Антон Мазуров рассказывает об этом малоизвестном американском режиссере, живом классике, которому исполнился уже 91 год, 60 из которых он живет в Париже.
Творческий путь Уильяма Кляйна начался с абстрактной кубистической скульптуры, интерес к которой плавно сменился увлечением фотографией. Первую камеру по иронии судьбы он купил у знаменитого Анри Картье-Брессона: его будущая эстетика будет максимально отличаться от постулата, что камера должна быть объективна.
Кляйн предпочитает широкоугольный объектив и «субъективные» ракурсы, а также допускает, чтобы в кадр попадало много «лишнего», вроде неодобрительных взглядов прохожих.
«В предыдущие годы это считалось браком, в его руках это стало искусством».
В 1958 году он снял первый фильм про огни Бродвея — визуальную ритмическую абстракцию на десять минут, первое явление поп-арта в кинематографе. Затем — еще 21 картину, включая короткий и полный метр, а также целых 250 клипов. Большие фестивали Кляйна игнорировали, никаких больших призов, кроме премии Жана Виго, он не удостаивался.
Это десятая лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.
«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице события или у нас на сайте.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari