Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Звук сожрал французский авангард: Дмитрий Кирсанов — режиссер, который родил все

В рамках цикла «Великий кинемо» Антон Мазуров продолжает рассказывать о значимых фигурах и явлениях в истории мирового кинематографа. Новая лекция посвящена французскому авангарду — феномену, из которого выросло то, что назвали поэтическим реализмом, — и отдельно фигуре Дмитрия Кирсанова — самого упорного его представителя.

«Ни один из его фильмов не собрал никаких денег... Ни один из его фильмов не получил никаких наград нигде».

После Первой мировой войны Франция была истощена, а ощущение практически гибели нации дало толчок к развитию языка кино. Не только в области смыслов, но и чисто технологически: индустрия требовала восстановления и развития. В отсутствие финансов приходилось больше полагаться на фантазию. Так в 1920-е возник французский авангард — один из двух наиболее важных и влиятельных периодов в кинематографе страны (второй, разумеется, новая волна, чье время придет примерно через 30 лет). В Германии в это же время и по похожим причинам развивался немецкий экспрессионизм. Среди видных фигур французского авангарда выделяется, в частности, Рене Клер («Антракт», 1924), чьи более поздние работы относили к поэтическому реализму.

В то же время активно работал Луи Деллюк — один из первых теоретиков кино, в частности, он ввел термин «фотогения» — важное понятие для французского авангарда, обозначающее собственную ценность кинематографа, отличающее его от театра и литературы.

А вот звук для французского авангарда — прежде всего в финансовом смысле — оказался выстрелом упор, сведя многие искания на нет (Рене Клер называл авангард «интеллектуальным любопытством»). Однако Дмитрий Кирсанов, родившийся в Риге, продолжал экспериментировать, и его нередко относят и к авангарду, и к поэтическому реализму (как старшего товарища Жана Виго), и даже именуют предтечей итальянского неореализма.

Это 14-я лекция Антона Мазурова из цикла «Великий кинемо» в Некрасовке.

  • В первой он рассказывал про знаменитый немецкий экспрессионизм;
  • Во второй — про кино Третьего рейха;
  • В третьей — про мондо-фильмы, завиральную итальянскую документалистику;
  • В четвертой — про великого независимого Джона Кассаветиса;
  • В пятой — про эмблему Нового Голливуда Хэла Эшби;
  • В шестой — про Новый Голливуд и его предпосылки;
  • В седьмой — про документалиста Жана Руша и эстетику французской новой волны;
  • В восьмой — про мессианство Пьера Паоло Пазолини;
  • В девятой — о Милоше Формане как представителе чешской новой волны и американском режиссере;
  • В десятой — про фотографа и режиссера Уильяма Кляйна, проводника поп-арта в кино;
  • В 11-й — про Карела Рейша и послевоенное социальное кино Великобритании;
  • В 12-й — про Жана Эсташа и конец французской новой волны;
  • В 13-й — про Жана Виго, визуального поэта, повлиявшего на весь французский кинематограф;
  • В 14-й — про Роберта Франка, недавно скончавшегося классика американского независимого кино.

«Великий кинемо» — цикл популярных лекций, рассчитанный на широкую аудиторию, обзор истории кино в неразрывной связи с его настоящим, разговор и обмен мнениями. Узнать о ближайших лекциях можно на странице курса.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari