Подборка главных новостей, событий и материалов недели: интервью с Дэвидом Кроненбергом и Би Ганем, авангардный саундтрек к 2025-му, эссе про казахский эпос «Тень завоевателя» и про «культовость» советского кино, воспоминания о Робе Райнере и трейлер грузинского фильма, который скоро покажут в Роттердаме.
Эрика Бэлсом из Sight & Sound беседует с режиссером о его последнем фильме, преодолении собственной утраты через творчество, препарировании нашей реальности и поисках юмора даже в самых мрачных сюжетах.
О превращении в нарратив личного опыта утраты:
На самом деле это было связано с похоронами моей жены [в 2017 году]. Я был на многих похоронах, в том числе и своих родителей, но это было другое. Я был удивлен своей реакцией, и меня удивило, что я могу быть удивлен. Ты ожидаешь чью-то смерть, но, когда это происходит, это внезапно становится чем-то новым, совершенно неожиданным. [Главный герой] Карш говорит: «Я хотел лечь в гроб вместе с ней» — и я полностью его понимаю.
Но, как только вы начинаете писать сценарий, он перестает быть автобиографией. Независимо от того, сколько строк диалога было на самом деле сказано кем-то, это становится вымыслом. Карш, в отличие от меня, является предпринимателем в сфере высоких технологий. Его стратегия преодоления горя, как ее называет Терри [героиня Дайан Крюгер], заключается в том, чтобы справиться со своим горем с помощью технологий, потому что это его способ творчества.
О создателе фильма как хирурге:
Одно из преимуществ некоторых видов кино заключается именно в этом. Вы завидуете хирургу, который действительно видит внутренности многих тел и может в реальности увидеть, что такое человеческое тело и как оно функционирует. Для большинства людей это было бы шоком. Хорошо, вы говорите, что есть сердце, но как оно выглядит? Как выглядит сердце изнутри, когда оно бьется, а клапаны открываются и закрываются? Я хочу это увидеть. (Смеется.) Я не хочу никого убивать. Я просто хочу понять, как все это работает. Если добавить к этому любовь и страсть, получается довольно мощная комбинация.
О юморе как стратегии выживания:
Если мы говорим о стратегиях выживания и стратегиях преодоления горя, то нужно иметь чувство юмора. Я думаю, что все мои фильмы в той или иной степени смешные. «Сложная тональность» — хорошее выражение для описания этого, потому что это не просто смешно. Мы развивали чувство юмора, и это стратегия выживания, которая позволяет обрести общность и понимание. Оно позволяет ослабить давление всех трудностей, связанных с наличием человеческого мозга, который просто видит все и делает все, и который настолько сложен и труден. Вы должны смеяться.
Роберт Барри прослеживает, как в уходящем году все больше авангардных и инди-музыкантов писали музыку к фильмам или участвовали в ее записи. Он рассматривает несколько картин, саундтреки которых избегают голливудской «стандартизации» и выявляет внушающие оптимизм «признаки новой волны» в киномузыке.
Сборник статей исследовательницы, ушедшей из жизни в 2021 году, выходит в издательстве «Новое литературное обозрение» и посвящен самым разным темам от теории и истории кино до анализа стрит-арта и фан-сообществ. КиноТВ публикует фрагмент статьи, написанной в соавторстве с Борисом Степановым, в котором исследователи рассматривают феномен культового кино, чтобы затем осмыслить советское кино с точки его восприятия современным зрителем как культового.
Режиссер обсудил с Брэндоном Стресснигом из Letterboxd свой новый эпический фильм, сходство между кино и снами и место последних в своих нарративах, а также то, почему в эпоху ИИ и социальных сетей кино по-прежнему остается для нас самым целостным способом познать себя.
О своем интересе к снам:
В своих первых двух фильмах я интуитивно использую сны как средство для рассказа истории. Я вижу в снах средство, способ каким-то образом проникнуть в подсознание этого конкретного поколения.
Более того, сам сон — это хороший способ рассказать те сказочные истории, которые я придумал для «Воскрешения». Есть нечто, что очень сильно связано с этими двумя вещами: с одной стороны, у вас есть сны. С другой стороны, у вас есть фильмы. Сами по себе сны, на мой взгляд, не имеют такой интеллектуальной функциональности, но они очень, очень важны для человечества в целом. <...> Еще я считаю сны хорошим способом объединить разные истории в один связный нарратив, используя механику, логику развития снов или пейзажи оттуда, чтобы исследовать истории, которые мне интересны, включая историю кино и историю Китая, в одном фильме.
О кино, противостоящем фрагментации нашей жизни:
Кино — это хороший способ по-настоящему познать свою жизнь, в отличие от разнообразных видов новых технологий. Для работы с информацией нужна некая завершенность. Кино — это то, что нужно воспринимать очень внутренне, что подразумевает внутренний диалог с самим собой. Из-за этого точка зрения этого фильма очень, очень ясна: она противоречит современной тенденции к фрагментации всего.
Поэтому он также является ответом на вопрос о том, как мы можем вернуть и возродить это чувство автономии, которое мы испытываем как люди. Именно по этой причине я снимаю свои фильмы. Кино очень важно для меня, потому что, когда ты смотришь фильм, у тебя все еще есть пространство для размышлений о человеке внутри себя.
Роберт Рабсэм для MUBI разбирает советский казахский эпос по сценарию Алексея Германа и Светланы Кармалиты, недавно отреставрированный фондом Мартина Скорсезе, с точки зрения того, как в нем — и еще нескольких ярких фильмах прошлого — конструируется история.
Дэвид Хадсон для Criterion оглядывается на творческий путь режиссера и актера — особенно на самый плодотворный период в его карьере, когда вышли «Останься со мной» (1986), «Когда Гарри встретил Салли» (1989), «Мизери» (1990) и другие культовые фильмы — и дополняет это репликами самого Райнера и своих коллег-кинокритиков, в разные годы признававшихся в любви и уважении к картинам режиссера.
Некогда знаменитый грузинский актер, привыкший играть героических персонажей, оскорблен предложением сыграть второстепенную роль неприятного пожилого мужчины. Он отправляется в загадочное путешествие с целью изменить себя — но постепенно, сам того не осознавая, начинает вживаться в образ и будто бы бессознательно принимает предложенную ему роль. Премьера второго фильма Урушадзе, ранее получившей приз за лучший дебют на смотре в Локарно («Страшная мать»), пройдет в феврале на Роттердамском кинофестивале.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari