Отечественная кинофантастика, датское средневековье и хоррор с Николасом Кейджем — в обзоре новинок проката.
«Сто лет тому вперед» (2024)
Россия
фантастика, приключения
реж. Александр Андрющенко
Московский школьник Коля Герасимов волей случая (судьбы?) переносится в 2124 год, где встречает обаятельную и смелую ровесницу Алису Селезневу. Вдвоем они должны будут спасти Вселенную от космических пиратов и восстановить трещащий по швам пространственно-временной континуум. Ремейк «Гостьи из будущего» сделан с голливудским размахом и охватывает сразу все тенденции российских блокбастеров: ностальгическую, к пересъемке советских хитов; комедийную — чтобы разом опылить все аудитории; наконец, фантастическую — все еще маргинальную, толком освоенную разве что Бекмамбетовым и Бондарчуком. Последний здесь озвучивает робота Вертера, и это не единственный сюрприз в актерском составе. Если с силами добра, представленными младшим (Верещагина, Эйдельштейн) и старшим (Хабенский, Исакова) поколениями, все более-менее ясно, то сыгравшие Весельчака У и Глота Петров и Борисов громят все стереотипы о ходульности блокбастерных злодеев. Пока что фильм принимают тепло, налицо редкое единодушие зрителей и критиков. Фактор «Прекрасного далека» игнорировать нельзя: все же песня, воспитавшая несколько поколений, впервые гостит в кинозалах.
«Меч короля» (2023)
Дания
драма, история
реж. Николай Арсель
Середина XVIII века. Рыцарь, мучающийся своим неблагородным происхождением, отправляется на освоение диких земель, чтобы основать там колонию и заслужить титул. Там его ждет сопротивление местного сатрапа, жестокой природы и грубых нравов. Николая Арселя Голливуд экзаменовал «Темной башней», после провала которой тот вернулся на родину и написал сценарий к убойной черной комедии «Рыцари справедливости». Прихватив оттуда Мадса Миккельсена, он представил на прошлогоднем фестивале в Венеции историческую драму, по праву получившую приз от Всемирной католической ассоциации. Это история столкновения амбиций с одиночеством, идеалов с грубостью культуры и политики. Экшеном зрителя не балуют, зато трагедия, разворачивающаяся на фоне пейзажей датского фронтира, отразится даже на высеченном из камня лице Миккельсена. Такая она, человечность скандинавского рыцарства — когда вовне только скука, тяжелый труд, жестокость и меланхолия.
«По Фрейду» (2023)
Ирландия
драма
реж. Мэтт Браун
Лондон, охваченный тревожной лихорадкой от нападения Гитлера на Польшу, становится ареной для спора двух интеллектуалов. О боге собрались побеседовать умирающий от рака ротовой полости Зигмунд Фрейд и оксфордский профессор, будущий создатель «Хроник Нарнии» Клайв Стейплз Льюис. Имел ли место такой разговор в реальности — большой вопрос, на который режиссер Мэтт Браун («Человек, который познал бесконечность») отвечает на финальных титрах, мол «перед смертью родитель психоанализа встречался с каким-то академиком». Не это главное: на экране вибрируют таланты Энтони Хопкинса, пообвыкшегося за последние годы в ролях отцов (за одноименный фильм Флориана Зеллера сэру Хопкинсу даже «Оскар» достался), и Мэттью Гуда, исправного выпускника британской актерской школы. Фильм концентрируется на диспуте великих умов, не забывая перемежать богословские споры шутками про сигары и оральную стадию. Прерывают беседы только кровохарканья психоаналитика, драма его дочери, флешбэки Льюиса с полей Первой мировой и вылазки в бомбоубежища образца 39-го (читай: любого образца). На наших глазах пройдет последний сеанс Фрейда — и примирит атеиста с католиком на почве гуманизма.
«Судная ночь в Аркадии» (2024)
Канада
ужасы, боевик
реж. Бенжамин Брюэр
По Земле, пережившей конец света, раскиданы горстки выживших. Одна такая семья — Пол и его сыновья Томас и Джозеф — живут в отдаленном доме, придерживаются строгих правил, но все равно сталкиваются с жуткими монстрами, наводняющими мир после захода солнца. «Судная ночь в Аркадии» с большим успехом была показана на фестивале South by Southwest, однако секрет ее виральности в другом. Последние годы ознаменовались мета-камбэком Николаса Кейджа в авторском кино, но здесь он приходит на самую трудную, пограничную территорию между инди-экспериментом и жанровым хоррором. Их трио с Джейденом Мартеллом (прорывная роль — «Оно») и Максом Дженкинсом создает на экране образцовых героев слоубернеров, мыкающихся в темноте и ждущих опасности со всех сторон. Визуальная эстетика соответствующая: даже солнечные лучи, падая на безжизненную планету, блекнут по пути. Главная интрига фильма — как Кейдж, играющий вынужденно строгого отца, (не)привычно потеряет над собой контроль?
«Паутина страха» (2023)
Франция
ужасы
реж. Себастьян Ваничек
Фанат экзотических насекомых подселяет в свою квартиру мощного паука-убийцу. Тот предсказуемо ныряет в вентиляцию, где множит потомство, которое вот-вот обживет парижскую панельку. «Паутина страха» получила сразу две номинации на премию «Сезар» — за лучший дебют и лучшие визуальные эффекты. При всей камерности постановки масштаб паучьей атаки действительно впечатляет, благодаря резкому взвинчиванию темпа фильма и до жути реалистичным мутантам-членистоногим. Когда фанатам фильмов ужасов о звериных бунтах, казалось бы, уже не на что рассчитывать, энтузиазм молодых хоррормейкеров из Европы привносит в поджанр свежий взгляд. Чего стоит хотя бы смелость, с которой авторы «Паутины страха» переключают загнанных в угол персонажей с пауков на друг друга. За фасоном адреналинового B-movie скрывается горькая притча об ужасах человеческого муравейника.
Составил Сергей Кулешов.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari