Вестерн от Вигго Мортенсена, резонансный хоррор и перевыпуск классики – в обзоре новинок кинорепертуара.
«Мертвые не причиняют боли» (2023)
США
вестерн, драма
реж. Вигго Мортенсен
В 1860-х датчанин Хольгер Ольсен (Мортенсен), старый грустный солдат, встречает в Америке канадку Вивьен Ле Куди (Вики Крисп), с которой, недолго думая, растворяются во фронтире. Их размеренной жизни помешает Гражданская война между Севером и Югом, одичание окружающих и фатум. Мортенсен дебютировал в режиссуре с камерной драмой «Падение» (2020), посвященной конфликту отцов и детей на фоне пуританской Америки. В «Мертвые не причиняют боли», впервые показанном на кинофестивале в Торонто, остросоциальный месседж взращен уже на почве классического жанра: пусть авторы и не занимаются ревизионизмом, вестерн здесь, благодаря мелодраматическому конфликту, сентиментален, но оттого не менее жесток к героям и зрителям. Мортенсен продолжает исследовать истоки мужской хрупкости и, отыскав их на Диком Западе, переводит внимание зрителя на свою экранную партнершу, Вики Крисп. Ее героине предстоит пережить одиночество внутри беспощадного мира патриархата и бандитизма. Не традиционным киноязыком, но неожиданной сменой точки отсчета – за спутницей следить интереснее, чем за «вестернером»– Мортенсену удается привнести в жанр свой, обеспокоенный тягой человека к насилию, взгляд.
«Монтессори: Воспитание любовью» (2023)
Франция, Италия
драма
реж. Леа Тодоров
Мария Монтессори работает в клинике для нездоровых детей, вместе с начальником скрывает своего внебрачного сына и то и дело сталкивается с пренебрежительным отношением коллег. Женщина-врач, однако, оказывается единственной, кто может помочь француженке Лили, пытающейся сбагрить в их клинику дочь, найти в себе нежность и любовь. Оригинальное название фильма «La nouvelle fam» лучше всего отражает его центральный конфликт: здесь две женщины пытаются доказать всему миру, что не обязаны впадать в зависимость от мужчин. Пусть этой костюмной драме и недостаёт диалогового напряжения, декору и антуражу Belle Époque вполне соответствует трогательный сюжет, резонирующий с современной прогрессивной повесткой. Монтессори – итальянского врача, разработавшую передовую педагогическую систему, опирающуюся на идею свободного воспитания – прекрасно исполнила Жазмин Тринка, обладательница приза за лучшую роль в фильме «Везучая» из программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2017 года.
«Винни-Пух: Кровь и мед 2» (2024)
Великобритания
ужасы
реж. Рис Фрейк-Уотерфилд
Кристофер Робин пытается оклематься после бойни в Стоакровом лесу, которую несколько лет назад устроили его друзья детства Винни-Пух и Пятак. Пока парень ходит к психотерапевту и страдает от общественного осуждения, к монстрам из детской сказки присоединяются Совёнок и Тигра. Первая часть хоррора, основанного на произведениях Алана Милна, получила широкий резонанс, удивила вольностями в обращении с первоисточником и словила пять «Золотых малин». В сиквеле инди-слэшера, снятом за 100 000 долларов, аррогантный постановщик Фрейк-Уотерфилд вновь эксплуатирует дешевый грим и расчлененку. Режиссер утверждает, что решил «покуситься на счастливое детство зрителей», даже биографию Кристофера Робина решил прочитать как историю травмированного ребёнка. Сюжет второй части, тем не менее, изобилует дешевыми клише и провальными попытками обмануть ожидания. Зато оставляет много места для непритязательного и залихватского смертоубийства. Для бурных полночных сеансов часто бывает достаточно Винни-Пуха с бензопилой и Тигры, гоняющей вопящих «зумеров» по танц-площадке.
«Маленький Будда» (1993)
Франция
драма
реж. Бернардо Бертолуччи
Один из старейших лам умирает, а буддийские монахи отправляются по миру, чтобы искать «сосуд» для его бессмертной души. По итогу в Бутане на испытания собирают мальчика из Сиэтла, беспризорника из Катманду и дочь богатого индийского семейства. «Маленький Будда» стал заключительной частью «восточной трилогии» Бертолуччи, его попыткой аккумулировать взгляд европейца на буддистскую культуру. Параллельно основной сюжетной линии развивается история Сиддхархти Гаутамы, его борьбы с темными силами и поисков истинной мудрости. Будду сыграл ещё молодой, но уже звездный Киану Ривз; экзотический колорит помогли воссоздать камера Витторио Стораро и саундтрек от Рюити Сакамото. За почти два с половиной часа фильма у зрителя будет возможность погрузиться в неизведанный мир религиозных преданий и святых мест, ритуальных празднеств и монастырских обрядов. А финал по-прежнему, спустя тридцать лет, потрясает своей мистической достоверностью.
Составил: Сергей Кулешов.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari