Этот выпуск «Искусства кино» посвящен сериальному мышлению. Внутри — рецензии на самые громкие зарубежные сериалы последних лет, рассуждения о положении дел в российской индустрии онлайн-стримингов, а также размышления о сериальности в музыке и театре, сегодня и в прошлом, на экране — и в жизни.

Variety выбрал 10 «проблемных» фильмов, которым нужны дисклеймеры

«Праздничная гостиница» (реж. Марк Сэндрич, 1942)

В начале июня сервис HBO исключил из своего каталога оскароносный фильм «Унесенные ветром», так как в картине есть этнические и расовые предрассудки. Однако позднее представители компании отметили, что вернут картину на площадку с необходимыми пояснениями. Журнал Variety выбрал 10 фильмов, которым не повредят уточняющие исторический контекст ремарки до и после показа. Приводим список этих фильмов с примечаниями автора англоязычного материала.

«Грязный Гарри» (реж. Дон Сигел, 1971)

Главный герой фильма, полицейский инспектор Гарри Каллахен, беспощаден в обращении с преступниками. Зачастую, чтобы преступник не ушел от наказания, Гарри приходится нарушать закон. Таким образом, в фильме высмеиваются либеральные судьи и благодетели. Эта картина повлекла за собой череду фильмов о полицейских, которые служат обществу, следуя инстинктам, а не букве закона.

«Форрест Гамп» (реж. Роберт Земекис, 1994)

Несмотря на то, что в фильме показано снисходительное отношение к людям с ограниченными возможностями, ветеранам Вьетнама и людям со СПИДом, в пространстве картины враждебно относятся к протестующим, активистам и представителям контркультуры. Стоит также отметить, что главный герой был назван в честь своего деда, Натаниэля Бедфорда Форреста, который участвовал в создании ку-клукс-клана.

«Индиана Джонс и Храм судьбы» (реж. Стивен Спилберг, 1984)

Стараясь воспроизвести настроение боевиков 1930-х, Стивен Спилберг и Джордж Лукас наполняют фильм стереотипным изображением Индии. А «экзотические» злодеи выходят кровожадными и примитивными иностранцами.

«До встречи с тобой» (реж. Теа Шэррок, 2016)

«До встречи с тобой» — это картина об Уильяме (Сэм Клафлин), который парализован после несчастного случая и влюбляется в свою новую сиделку Луизу (Эмилия Кларк). Несмотря на влюбленность и возможное счастье, Уильям совершает самоубийство, стараясь уберечь Луизу от жизни с человеком с ограниченными возможностями. Таким образом, посыл фильма, по мнению автора Variety, сводится к тому, что самоубийство лучше, чем жизнь с инвалидностью.

«Однажды в... Голливуде» (реж. Квентин Тарантино, 2019)

Действие картины происходит в 1969 году, когда некоторые американцы почувствовали, что господствующему положению вещей угрожают меньшинства, хиппи и недавно эмансипировавшиеся женщины. Тарантино противоречиво изображает Брюса Ли, одну из редких азиатских звезд в Голливуде, «мексиканцы», как их называют в фильме, являются парковщиками или официантами, а чернокожие люди, кажется, и вовсе не существуют. Также в картине практически игнорируется деятельность секты Чарльза Мэнсона. 

«Детский час» (реж. Уильям Уайлер, 1961)

Картина, основанная на одноименной пьесе либеральной активистки Лилиан Хеллман, считается одной из первых, в которой затронута тема гомосексуальности. Две учительницы (Ширли Маклейн, Одри Хепбёрн) приходят в ужас, когда студентка обвиняет их в том, что они лесбиянки. В конце концов одна из учительниц плачет и признается, что у нее действительно есть чувства к другой, а затем совершает самоубийство. Фильм создал канон для изображения представителей ЛГБТ-сообщества в кинематографе: на протяжении многих десятилетий им приписывали ненависть к себе.

«Искатели» (реж. Джон Форд, 1956)

Джон Уэйн играет ветерана гражданской войны, который сражался на стороне Конфедерации (рабовладельческие штаты Юга) и так и не смирился с поражением. В течение пяти лет он ищет похищенную команчами племянницу. Персонаж Уэйна Этан Эдвардс — непримиримый расист, который не считает коренных американцев за людей. Также стоит отметить, что сам Форд изображает коренных американцев дикими и смешными.

«Молчание ягнят» (реж. Джонатан Демме, 1991)

Впервые персонаж трансгендерного убийцы появился в «Психо» Альфреда Хичкока. Позднее Голливуд часто использовал данный типаж в фильмах с неожиданным финалом. Однако в картине Джонатана Демме трансгендерная идентификация преступника показана с самого начала. Зрители наблюдают, как Баффало Билл (Тед Левайн) красится, прячет гениталии, чтобы выглядеть как женщина, играет со своим пуделем и танцует сам с собой, в то время как его пленник умоляет о пощаде.

«Праздничная гостиница» (реж. Марк Сэндрич, 1942)

Это один из многих голливудских фильмов, в котором белые актеры выступают в образе блэкфейс — в черном гриме. В некоторых версиях фильма вырезана сцена, в которой персонаж Бинга Кросби с блэкфейсом исполняет песню «Авраам» в честь дня рождения Линкольна.

«Истинная ложь» (реж. Джеймс Кэмерон, 1994)

Несмотря на сильные стороны фильма, к которым можно отнести крепкий сюжет и отличные декорации, персонажи-арабы вышли слишком карикатурными. Кэмерон изобразил их либо религиозными фанатиками, либо террористами.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari