В Москве начался 41-й ММКФ. Традиционно сообщают, что «а москвичи-то и не знают». Алексей Филиппов, отданный на растерзание смотра, делится впечатлениями первых двух дней.
«Император Парижа» (фильм открытия)
Пыльная костюмная драма от режиссера «Враг государства №1» с Венсаном Касселем в роли Эжена-Франсуа Видока, преступника, а потом главы управления национальной безопасности и отца современного сыска. «Император» рассказывает, как Видок перебрался из кандалов в высокие кабинеты, для этого используются кровь, пот и парики, а также Дени Лаван и достаточно монотонный сюжет в духе авантюрных романов: экс-преступник на перемотке ловит других преступников, чтобы заслужить помилование, а получает пост. Выйдет в российский прокат летом, но кажется, что это зрелище для экрана телевизора.
«Нуреев. Белый ворон» (программа «Мир искусств»)
Хороший артист и более спорный режиссер Рэйф Файнс снял байопик Рудольфа Нуреева (Олег Ивенко). В кадре Нуреев два часа говорит о свободе и как ужасно быть провинциалом, а также больше всего на свете не хочет возвращаться в родную Уфу. Построения кадра и кондовые диалоги в духе российских сериалов всячески иллюстрируют, насколько чудовищно отсутствие свободы, но выглядят не как нарочитый прием, но как случайная стилизация под те самые сериалы. Опознать в режиссере иностранца можно только по Адель Экзаркопулос и проблесках телесности: с любовью демонстрируемые мужские и женские ягодицы гораздо объемнее диссидентски-плоского образа Нуреева.
«Импровизаторы» (конкурс)
Японский режиссер САБУ — идеальный гость ММКФ: постановщик, про которого уже все забыли, а некоторые и давно списали со счетов. Пару лет назад он довольно симпатично выступил на Берлинале с сентиментальным боевиком про семью и прошлое «Мистер Лонг». Теперь продолжает смешивать кровь и слезы в фильме про: а) очень жестокого юношу, который куда-то везет бабушку в кресле-каталке; б) поп-певца, которого украла и заставляет сочинить ей персональную песню безумная поклонница средних лет; в) паренька, который совершает добрые дела, чтобы его девушка вышла из комы. Все песни только о любви, фильмы тоже, и Сабу удается оживить эту сентиментальную лужу несколькими эффектными драками и энергичной погоней.
«Надо мною солнце не садится» (конкурс)
Обаятельный якутский фильм о самом главном, который, кажется, начинают перехваливать уже сейчас: аналогичный сюжет в декорациях Средней полосы России явно приняли бы прохладнее. После ссоры с отцом юноша Алтан (Иван Константинов) уезжает на песцовую ферму на берегу моря Лаптевых, где слушает музыку и делает вайны. Там он знакомится с отшельником Байбалом (Степан Петров), который собирается умирать, но сначала хочет найти дочь. Алтан решает призвать на помощь новые технологии и создает канал, где записывает, как они с дедом охотятся, пекут оладьи и всячески дурачатся. Стык уходящих традиций и наступающего интернета, общероссийского и специфично якутского контекста делает «Солнце» тем самым незамысловатым зрительским кино, за которое не стыдно.
«Харадзюку» (Фестивальные хиты)
В продолжение темы daddy issues — шведский фильм про страдающую девочку-подростка, привезенный с фестиваля в Гетеборге. Голубоволосая девочка Вильве (потрясающая 17-летняя Инес Хойсатер), узнав о самоубийстве матери, сбегает от органов опеки и отправляется в дикий трип по Осло, где встретит прочие несчастные души, в том числе отца, которого не видела 15 лет (то есть никогда). Фестивальный хит, как вы их себе представляете: трясущаяся камера, снятые чуть ли не с одного ракурса диалоги до 15 минут, немного неоновых всполохов и один эффектный трип, а также странное название, полученное фильмом от японского города. Вильве хочет в Тамбов, зачеркнуто, Харадзюку, потому что хорошо там, где нас нет: та же беда, к слову, у ее биологического отца и даже у встречного мальчугана, потерявшего родителей. Все страдают, как умеют.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari