Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

«Безумный Макс: Дорога ярости» — пять лет назад вышел фильм, который подвел нас к вратам Валгаллы

«Безумный Макс: Дорога ярости» (реж. Джордж Миллер, 2015)

Пять лет назад стартовал прокат фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. Напомним об этой поразительном фильме, шедевре постапокалиптики, и вновь опубликуем недлинную заметку Нины Цыркун, вышедшую в дни премьеры. Недлинную, потому что об этом фильме многое понятно с первых же секунд.

Вряд ли 34-летний дебютант-австралиец Джордж Миллер догадывался, когда снимал малобюджетного «Безумного Макса», что не только создает франшизу, но и задает стиль, который потом проложит дорогу, скажем, «Форсажам», и не только им. Уже в том первом фильме определились основные черты «максимианы»: жанровый гибрид, антиутопия постапокалиптического будущего, превалирование комиксового нарратива с минимумом слов и сумасшедшей рокировкой ракурсов, ощущение саспенса в каждом эпизоде, новый тип героя в духе панк-вестерна… Конечно, большой удачей был выбор на главную роль начинающего американца Мела Гибсона, которого «приватизировали» режиссеры-австралийцы. Но исполнитель роли Макса — только лицо проекта; успех же франшизы обеспечивается тем, что здесь на полную мощь задействованы и режиссерское мастерство, и искусство оператора, и игра не только второстепенных персонажей, но и каскадерской массовки. А еще, разумеется, необычные и тоже безумные антагонисты!

И вот на пороге 70-летия уже оскароносный Миллер, обернувшийся к нам совсем другой стороной благодаря трогательному «Бейбу» и душевно изображенному миру императорских пингвинов («Делай ноги»), снял четвертый фильм из этой серии — «Безумный Макс. Дорога ярости», открывший Каннский кинофестиваль как самый ожидаемый сиквел 2015 года. Уже без Мела Гибсона, место которого занял Том Харди из метрополии, англичанин (харизматичный анархист Бейн в нолановском комиксе «Темный рыцарь. Возрождение легенды»). Бюджет — по сравнению с первым фильмом — вырос с $650 тысяч до $100 миллионов, а стиль — с впечатляющим участием оператора Джона Сила — отточился до головокружительного роуд-муви-экшен-комикса с феминистским налетом.

«Безумный Макс: Дорога ярости» (реж. Джордж Миллер, 2015)

На этот раз рядом с Максом Рокатански — Фьюриоса, женская ипостась героя пустынных войн. Перед Шарлиз Терон стояла сложная задача: ей требовалось если не переиграть (это было бы недостижимо из-за разности характеров персонажей), но встать на одну доску с Тиной Тёрнер, которая в третьей части («Под куполом грома») незабываемо изобразила эксцентричную тетушку Энтити. Но если там коварная властительница до поры использовала Макса в своих целях, то здесь скорее мужеподобная Фьюриоса, конечно, не подчиняется ему, но по меньшей мере действует с ним заодно и на равных. И это есть ключевой момент и авторский месседж: нельзя выжить в одиночку в этом постапокалиптическом аду, выход только в согласии и единении, где каждый может внести свой вклад в общее дело, и никто другой за него этого сделать не сможет.

Третий в основной тройке — «воин полураспада» Накс (Николас Холт), мечтающий «съесть чизбургер вместе с героями в Валгалле» — это высший приз, который обещает подданным Несмертный Джо (Хью Кияс Бирн), подмявший под себя все население пустыни. Джо нашел алгоритм тотальной власти: завладеть жизненно важными ресурсами, с помощью которых можно расплачиваться с нужными союзниками, и подкупать уставший от анархии и голодухи народ подачками, время от времени приостанавливая раздачу, чтобы обостренная элементарной жаждой до экстаза народная привязанность дошла до обожествления деспота. И уж совсем нетрудно оказалось уверить пушечное мясо в том, что на самом деле оно — герои, высшее счастье которых заключается в том, чтобы умереть за Несмертного Джо и его Цитадель.

«Безумный Макс: Дорога ярости» (реж. Джордж Миллер, 2015)

В отличие от большинства собратьев-героев, Макс вовсе не собирается спасать мир, а желает только сам выжить. В итоге получается, что он следует христианской догме: спасись сам, и вокруг тебя спасутся многие. Интересно, кстати, не смотрел ли Джордж Миллер другой «пустынный» фильм, советский истерн «Белое солнце пустыни»? Не оттуда ли позаимствовал он вместе с соавторами сценария Бренданом МакКарти и Нико Латурисом компанию взбунтовавшихся жен, гарем Несмертного Джо, который под защитой товарища Рокатански и суровой Фьюриосы мчится в боевой фуре в поисках «зеленых земель»? Правда, в фильме Мотыля женщины Востока были забитыми и молчаливыми, а тут, спустя 45 лет после конца света, именно эти хрупкие создания, пока мужчины в массе своей безмолвствуют, решили вдруг доказать, что они «не вещи».


Читайте также:

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari