Marvel выпускает в прокат с 7 марта первый сольник с супергероиней — Кэрол Денверс, которая становится Капитаном Марвел; поставили фильм женщина и мужчина, Анна Боден и Райан Флек, и это гендерное содружество не может не натолкнуть на сравнение с сюжетной бадди-парой, предстающей в необычном составе. Подробнее — в тексте Нины Цыркун.
Marvel ответила не только на хит конкурента DC «Чудо-женщина», но и на общественный запрос, требующий выдвижения женщин на первые роли. Графического Капитана Марвела создали в 1967 году Стэн Ли и Джин Колан, после чего его имя превратилось в переходящее знамя, в псевдоним, использовавшийся разными героями — и мужчинами, и женщинами. Говорят, Стэн Ли был консерватором и в отношении женщин придерживался довольно традиционных взглядов, поэтому его супергероини обладают не такими сильными супервозможностями, как мужчины, а Черная вдова и Алая ведьма — участницы преимущественно мужской команды Мстителей. Но, судя по всему, реинкарнация Капитана Марвела в лице Кэрол Денверс обеспечивает ей одну из ключевых ролей в грядущем финале «Мстителей».
В последний раз на экране появляется камео улыбающегося Стэна Ли, который успел эту картину частично продюсировать. Создавая супергероев вселенной Marvel, он наделял их человеческими слабостями. Но, пожалуй, лишь Кэрол Денверс удостоилась столь уникальной уязвимости — амнезии. Оказавшись заброшенной на чужую планету, она не знает ни кто она, ни откуда родом, и от ее имени остался лишь осколок — Верс. Лидеру инопланетных скитальцев-скруллов Талосу (Бен Мендельсон), порывшись в ее сознании, удалось кое-что памятное из него извлечь, но там все так перепутано, что даже сама Кэрол не может разобраться в обрывках собственных воспоминаний. Инструктор спецгруппы «Звездная сила» расы Крии с планеты Хала Йон-Рогг (Джуд Лоу) снабдил ее сверхвозможностями; она стала не только ловким бойцом, но еще живым источником энергии, кроме того, умеет летать. Попутно Йон-Рогг воспитывает в Кэрол существо холодное и безучастное, потому что эмоции тормозят реакцию и мешают бойцу.
Но оказалось, что память — именно то свойство, без которого Кэрол жить не может. И драйвером ее жизни становится археология собственного сознания. А уж противостояние с целевой враждебной популяцией расы Крии (по заданию невидимого концентрата искусственного интеллекта, называемого Высшим разумом) — с ящероподобными зелеными скруллами, обладающими безграничной способностью к мимикрии, — сопутствующее обстоятельство. Характерно, что руки-пушки и прочие сверхвозможности — не самое главное ее достоинство. Главное же в Кэрол то, что, в отличие от почти всех марвеловских персонажей, она изначально была не болезненной или бесхребетной, а сильной и храброй — недаром в детстве наряжалась на Хэллоуин Амелией Эрхарт и тоже стала пилотом.
События фильма разворачиваются в 1995 году, и картину щедро оснастили шутливо-ностальгическими аудиовизуальными приметами времени: от видеосалона, в крышу которого вламывается упавшая с небес Кэрол Денверс, до рядов выставленной на продажу одежды в сопровождении фрагментов музыки метал-групп Mötley Crüe и Metallica. А рядовой сотрудник Щ.И.Т.а, но уже отставной полковник Ник Фьюри (Сэмюэл Л. Джексон, здорово помолодевший благодаря технологии de-aging) смотрел тогда на мир двумя глазами. Вот они вдвоем с новоприбывшей Кэрол и начнут докапываться до правды, как два типичных американских копа, с помощью новичка агента Коулсона (тоже помолодевший, но менее удачно Кларк Грегг) и ненадежного рыжего котяры, любимца Фьюри. Кот если и предпочитает, как свойственно его племени, ходить сам по себе, более всего служит для утепления образа будущего директора Щ.И.Т.а, что вписывается в общую стратегию картины.
21-й фильм вселенной Marvel в целом отличает его вхождение в новейший общепримирительный пафос, так отчетливо проявившийся в итогах оскаровского резюме. Бри Ларсон в заглавной роли демонстрирует не только бойцовские качества, жесткий юмор и умение держать удар. Чем успешнее Кэрол продвигается по пути восстановления своей идентификации, тем красноречивей проявляются ее чисто девичьи качества — в общении со старыми друзьями, коллегой по пилотированию, чернокожей красавицей Марией Рэмбо (Лашана Линч) и ее дочкой Моникой (Акира Акбар), а потом и — по вновь открывшимся обстоятельствам — с семейством скруллов. Это переводит супергеройскую стилистику в тональность прекрасного и сладостного в духе позднесредневековой итальянской поэзии с ее мягкостью и лиризмом, передаваемыми в фильме эффектными световыми метафорами. Полеты Кэрол Денверс, особенно в заключительном эпизоде, в отличие от акробатической вольтижировки ее визави, Чудо-женщины, приобретают балетную грациозность архетипа небесной любви, как символ идеальной женской красоты в духе традиционных патриархальных взглядов. Спасибо, Стэн Ли.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari