С 8 мая в российском прокате можно посмотреть анимационный фильм Жереми Перена «Марс Экспресс», премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале в прошлом году. Стильный сай-фай о восстании роботов уже покорил критиков и получил номинацию на престижную французскую премию «Сезар». Яна Телова рассказывает о месте фильма в истории французской анимации, а также о плюсах и минусах картины.
Алин Руби (Леа Дрюкер) и Карлос Ривьера (Дэниэл Нджо Лобе), ее давний друг, ставший после смерти андроидом, — детективы будущего, занимающиеся делами, которые так или иначе связаны с кибернетическими преступлениями. Путешествуя с Земли на Марс и обратно, Алин и Карлос выслеживают опасных хакеров в кабаках и стрип-клубах, после чего отправляются в родные края, где, если повезет, успевают немного отдохнуть от погонь и перестрелок. Впрочем, кажется, что Алин и Карлосу эти минуты покоя только вредят: первая рискует вернуться к травмирующему прошлому и взять в руки олд-фешен с виски (Алин страдает от алкогольной зависимости), а второй — вновь оказаться на пороге семьи, давно вычеркнувшей его из своей жизни. Как известно, личные проблемы отлично вытесняются чужими, поэтому, как только подворачивается новое дело, напарники тут же с головой погружаются в расследование. Поиски пропавшей студентки приводят Алин и Карлоса к неожиданным открытиям мирового масштаба.
Еще в 1943 году французский аниматор Поль Гримо презентовал миру девятиминутный мультфильм «Пассажиры «Большой Медведицы», рассказывающий о мальчике, который вместе с верным псом попадает на борт летающего корабля и сталкивается там с роботом. Изучение космическо-технической темы продолжил друг и коллега Гримо — Рене Лалу. Его знаменитая «Дикая планета» с синими инопланетными героями стала первым французским полнометражным мультфильмом, а «Властелины времени» и «Гандахар: Световые годы» продолжили разговор о людях и машинах будущего. В этом контексте «Марс Экспресс» — логичное продолжение французской анимации, демонстрирующее свою версию грядущих перемен.
О дивном мире будущего, в котором человечество задается вопросами этической стороны создания андроидов, мы давно знаем от Филипа Дика, а о взломе техномозга и последствиях киборгизации рассуждали еще создатели знаменитого японского «Призрака в доспехах». «Марс Экспресс» не предлагает ничего абсолютно нового (в наше время переизбытка информации такая задача в принципе видится невыполнимой), однако вполне удачно справляется с модернизацией старого. Переплетая неонуар с научной фантастикой, скрещивая детектива Филипа Марлоу с «охотником за головами» Риком Декардом, а «Матрицу» со старой французской анимацией, Перен получает тревожную картину будущего, которая не предлагает ответов, но задает справедливые вопросы. Откровенно осуждая капиталистический строй и демонстрируя результат утопического стремления единиц создать лучший мир, «Марс Экспресс» вторит и недавнему «Фоллауту». За каждым благим намерением в равных пропорциях скрываются и успех, и катастрофа. Шанс, что выпадет последняя, гораздо выше, чем кажется.
Сейчас, во времена активного развития ИИ, соседом-роботом уже никого не удивить, поэтому Перен идет дальше и предлагает новый вариант — синтетическое тело, требующее, чтобы к нему обращались по имени и воспринимали как отдельного субъекта с волей и правами. Такое розовое бесформенное существо, плавающее в специальной прозрачной жидкости, поддерживающей жизнь, могло появиться в фильме Дэвида Кроненберга — правда, режиссер, скорее всего, пошел бы дальше и продемонстрировал бы куда более тесную связь с существом, отказавшись от толстых аквариумных стенок.
Детализация мира и динамичность повествования нисколько не уступают прошлогоднему американскому хиту «Царство падальщиков», и потому возникает логичная мысль — возможно, если бы «Марс Экспресс» был сериалом, то привлек бы еще больше внимания. Мир, созданный режиссером Переном и сценаристами Лорен Сарфати и Джеффри Полом Кирни, настолько самобытен и самодостаточен, что его хочется бесконечно расширять — узнавать о других жителях Марса, изучать историю эволюции роботов, смотреть, как будет развиваться синтетическое тело, погружаться в обстоятельства жизни и смерти Карлоса и ближе узнавать его семью. Не менее увлекательной кажется и тема домашних питомцев: остались ли еще в мире привычные нам коты и собаки? Сколько живут роботы и бродят ли по улицам бездомные животные с металлом вместо кожи?
«Марс Экспресс» привлекает внимание сразу же, с первых кадров. Здесь нет ничего привычного, а каждая новая деталь может стать решающим винтиком детективной линии. Моргнув всего раз, смотрящий рискует потеряться в перегруженном техническими новшествами мире и застать финал в недоуменном состоянии. И здесь кроется, пожалуй, единственная проблема анимационного фильма — его сюжет сильно уступает форме.
Жереми Перен, Лорен Сарфати и Джеффри Пол Кирни работали над «Марсом Экспрессом» на протяжении пяти лет, но, кажется, потратили большую часть времени на проработку мира, нежели на формирование характеров героев и линий, их связывающих. Прошлое, настоящее и будущее Алин и Карлоса можно уложить в два предложения, а история второстепенных персонажей и вовсе остается за рамкой. Отсутствие подробностей мешает сконцентрироваться и увидеть в героях живых существ. «Марс Экспресс» до самого финала не изменяет себе и сохраняет впечатление дорогого калейдоскопа, до краев заполненного яркими элементами, притягивающими внимание. Оторваться невозможно, но после просмотра остается странное послевкусие, словно все это было только началом чего-то большего.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari