Уже сегодня и далее в серии спецпоказов, а с 4 июля во всех кинотеатрах можно увидеть новый фильм Маргарете фон Тротты, для российского проката переведенный как «Объясни мне, любовь». Именно так называется одно из самых известных стихотворений австрийской поэтессы Ингеборг Бахман, за которой, собственно, мы и следим на экране. Оригинальное название картины — «Ингеборг Бахман: путешествие в пустыню» — куда основательнее отражает содержание байопика об австрийской писательнице и поэтессе середины XX века. Ольга Давыдова рассказывает, куда именно и зачем путешествует эта женщина, при чем тут мужчины и о какой пустыне идет речь.
Тонкая, со стеснительной улыбкой, в чем-то робкая Ингеборг Бахман (Вики Крипс, знакомая зрителю по «Острову Бергмана» Мии Хансен-Лёв и «Больше чем никогда» Эмели Атеф) перемещается между любимым Римом, Цюрихом, Парижем, египетской пустыней, то теряя, то снова обретая способность писать, творить, говорить — то есть жить. В центре фильма — история любви (вернее — история отношений) Ингеборг и Макса Фриша (Рональд Церфельд), швейцарского драматурга. Повествование в фильме фон Тротты настойчиво отказывается складываться в единую последовательную линию; впрочем, это, кажется, и ни к чему. Событийность мало волнует немецкую режиссерку; в фокусе ее камеры — невидимые движения чувства, тектонические внутренние сдвиги, маркированные репликами диалогов, взглядами, касаниями. Здесь нет дороги: монтажные стыки переносят зрителя из одной локации в другую моментально и вне хронологических правил, как будто все пространства и времена событий, составляющих эту историю, складываются в один щемящий комок, концентрируются в давлении в солнечном сплетении. Этот фильм — постепенно разворачивающийся удар, не сводимый к точке и именно поэтому такой болезненный.
История Ингеборг и Макса начинается с аффективной захваченности. «Я не могу без тебя писать», — признается драматург, и Ингеборг соглашается переехать в Цюрих, к нему. Лаконичная камера фон Тротты намеренно не драматизирует: никаких резких углов, никакой игры светотени — разве что характерный для фильмов немецкого автора кадр, в котором лицо героини будто выплывает из темноты комнаты (так было, например, в «Чистом безумии» (1982) и в «Ханне Арендт» (2012)). Это постепенное возникновение, становление видимой вторит основной линии творчества фон Тротты, которая вошла в историю кино как авторка фильмов о женской субъектности вне откровенно феминистского дискурса. Фон Тротта еще с «Поруганной чести Катарины Блюм» (1975) ставила в центр своих картин женщин, способных к действию, создавала миры, в которых женское определялось вне мужского. Это «вне» здесь очень важно: речь не об отказе от мужчин и не о характерном для феминизма противопоставлении. Мужчины присутствуют в фильмах фон Тротты как будто постольку-поскольку, функция этих персонажей — оттенять героинь, делать их объемными, выпуклыми, видимыми. Женщины фон Тротты — матери, сестры, подруги — действуют сообща в зоне соучастия, выслушивания и видения. «Ингеборг Бахман: путешествие в пустыню» в этом смысле принципиально отличается от программных работ одной из ярких представительниц Нового немецкого кино: у главной героини фильма нет ни дочери, ни матери, ни подруги, ни сестры. Мир мужчин, нахождение в котором для поэтессы оказывается скорее необходимостью, чем желанием, для Ингеборг становится территорией предельного одиночества. Размеренный темп фильма, начисто лишенного кульминационных точек и выкрученных на максимум эмоциональных сцен, вымывает, нивелирует саму возможность мелодраматической репрезентации. Но это вовсе не означает отсутствия чувственности; напротив, сдержанная игра Вики Крипс (кстати, вызвавшая вопросы у ряда критиков), построенная на полунамеках, на мельчайших изменениях мимики и невыразительных жестах, постоянно и настойчиво указывает на глубину переживания, постоянно противящегося тому, чтобы быть сыгранным и показанным откровенно, в рамках привычного жанра. Демонстрация внутренних чувственных событий частично отдана на откуп музыке: виолончельные пассажи Андре Мергенталера делают слышимым, осязаемым все то, что происходит внутри героини.
В отличие от героинь «Свинцовых времен», протестующих в поле политики и общественного мнения, в отличие от Кристы Клагес, стремящейся сделать плохое хорошим даже в рамках нарушения закона, в отличие от Ольги и Рут, героинь «Чистого безумия», отстаивающих собственную идентичность, в отличие от Ханны Арендт, создающей «Банальность зла», Ингеборг никакого протеста не выражает — и более того, ничего не отстаивает. В течение почти двух часов зритель наблюдает, как она растворяется в Максе: хочет понравиться, надеется, ждет, упорно не замечает пресловутых «красных флагов», о которых сегодня на каждом углу трубит популярная психология. «Моя девочка помыла посуду?» — спрашивает Макс, и мы понимаем: это конец. Он поглощает ее полностью, выпивает до конца, лишает возможности писать — опустошает.
Метафора пустыни — пожалуй, ключевая в фильме фон Тротты. Пустыня — место желания, место бегства и, наконец, — место спасения. В путешествии в Египет после болезненного разрыва Ингеборг сопровождает молодой австрийский писатель Адольф Опель (Тобиас Реш): снова мужчина, но на этот раз — аккуратный спаситель. Этот герой как раз похож на привычных персонажей фон Тротты: в его присутствии Ингеборг проговаривает прописные (и чего уж тут, пошловатые) истины вроде «все мы одиноки», «все мы наедине со своими мыслями и чувствами». С его помощью осуществляет тайное желание. С ним вместе идет гулять под звездами, в темноте экрана удаляясь к горизонту. И, наконец, в финальном кадре Ингеборг оказывается одна — проявляясь на фоне пустыни из размытого изображения, она возвращает себе фокус объектива и впервые за почти два часа смотрит в камеру. Вот оно — обретение себя. Есть в этом финале предельная честность: так после болезненного разрыва собирается в целое субъект, сотканный из вынужденного одиночества и из продиктованной другим пассивности.
Настоящая Бахман и правда имела роман с настоящим Фришем в течение пяти лет; этим непростым отношениям посвящен роман «Малина», в 1990 году экранизированный Вернером Шретером по сценарию Эльфриды Елинек. «Малина» Бахман вышла в 1971 году — через восемь лет после разрыва с Максом Фришем. А значит, героиня фильма, все так же аккуратно глядящая в камеру, вернула себе себя целиком — с возможностью писать. В одной из сцен фильма Ингеборг находит и читает дневник Макса — именно там он записывает материал для своих будущих пьес — и сжигает его: «Ты не имел права обо мне писать! …Писателя питает язык, а не жизни или судьбы». Кажется, это и есть главная для фон Тротты мысль: обнаружить то, что питает изнутри, даже если для этого обнаружения стоит оказаться одной в пустыне.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari