С 2 по 9 марта в Риге пройдет международный фестиваль документального кино «Артдокфест». В конкурсе Artdocfest Open будет показана душевная семейная драма «Катя и Римма» французской режиссерки таджикского происхождения Гули Мирзоевой. Максим Ершов рассказывает о том, как в квартире под снос уживаются и готовятся к переезду бабушка и внучка.
Кате 16 лет, Римме — 86. Бабушка и внучка живут вдвоем в старом центральном районе Душанбе. Дом Кати и Риммы собираются сносить, а жильцов — переселять в новую многоэтажку. Бабушка с грустью вспоминает 60 прожитых в этом доме годах, а внучка с надеждой смотрит в будущее и уже думает, как обустроить квартиру, которую они еще даже не видели.
Премьера картины французской постановщицы таджикского происхождения Гули Мирзовевой состоялась на престижном фестивале IDFA в 2021 году, также фильм был показан на киносмотре документального кино Visions du Réel в Ньоне.
«Катя и Римма» — очень простое и понятное кино с огромным количеством важных нюансов и любопытных подводных камней. Сразу же бросается в глаза разница поколений, все-таки между бабушкой и внучкой 70 лет. Пока Римма смотрит по телевизору очередное выступление бессменного лидера Таджикистана Эмомали Рахмона и называет его «хорошо выглядящим мужчиной», Катя смотрит клип на песню Sing группы Travis.
Подросток учится в музыкальном колледже, по-таджикски говорит без запинок (в русском слышится легкий акцент) и не собирается никуда уезжать, хотя большинство ровесников рвется за лучшей жизнью в Москву. Катя любит танцевать, раскрашивает стены комнаты и ходит на музыкальные концерты. Римма 40 лет проработала в Союзе писателей, корни у нее русские. В Душанбе она переехала с мужем 60 лет назад, гражданская война в 90-е не заставила ее покинуть страну, так что теперь вместе с внучкой пожилая женщина живет скромно, но с достоинством. Иногда за несколько дней до пенсии Римме приходится брать в долг у соседки, но за коммунальные услуги она платит исправно и в срок, о чем с гордостью говорит на камеру.
У Риммы и Кати нет никого, кроме друг друга. Папа девочки умер от сердечного приступа, когда ей было три года. О матери в фильме не сказано ни слова. Вместе со снесенным домом будет срублено растущее во дворе дерево. Римма часто ведет с ним разговоры и вспоминает, как его посадили, когда они только переехали в этот дом. Уходят не только постройки советской эпохи, во многом создававшие облик столицы Таджикистана, уходят люди, которые помнят Душанбе частью советской империи. С новыми домами в центре действующая власть хочет отдалиться от Москвы и общего прошлого. Для Риммы это трагичное прощание, ведь рушатся все привычные устои. Другого города она не помнит, с ним связана вся ее жизнь, в том числе лучшие годы. Так или иначе, человек, особенно пожилого возраста, привязан к месту, устоявшимся порядкам. Кате тоже жалко прощаться со старым домом, но, конечно, багажа ностальгических чувств и воспоминаний, как у бабушки, у девочки нет. В будущее ученица музыкального колледжа смотрит с большими надеждами. Оно и понятно — ведь вся жизнь впереди.
Старая квартира Риммы и Кати — микрокосмос, куда вроде бы закрыт доступ всем внешним силам. Но это лишь видимость: в частную собственность власти не вторгаются лишь до поры до времени. Ни бабушка, ни внучка не думают протестовать — понимают бесполезность попыток. Жителям стран постсоветского пространства не привыкать к подобного рода вторжениям.
Фильм Гули Мирзоевой, на первый взгляд, построен на противопоставлении жизни бабушки и внучки. Момент подобран точный — в их судьбе случается перелом, который только обостряет принадлежность к разным поколениям и отличное друг от друга представление о будущем. В силу возраста бабушка смотрит назад, а внучка — вперед. Но на самом деле это картина о любви. Да, между Риммой и Катей есть мелкие ссоры по незначительным поводам, но в какой семье не бывает противоречий? Пожилая женщина и подросток с теплотой говорят и заботятся друг о друге. Римма представляет, как однажды Катя выйдет замуж за обязательно порядочного мужчину и будет счастлива. Она ведь хорошая девочка, по-другому и быть не может. Катя рассказывает, что беспокоится за бабушку и видит происходящие с ней возрастные изменения. Римма стала рассеяннее, многое забывает и с трудом передвигается по улице. Главные героини раскрывают на камеру душу и произносят слова, которые боятся сказать друг другу. Может быть, документальный фильм станет для них медиатором.
Постановщица словно бы не сомневается, что у Кати и Риммы на новом месте все будет хорошо. Мирзоеву интересует переезд и подготовка к нему, стык между прошлым и будущим, которое олицетворяют бабушка и внучка. Это точка пересечения двух судеб, времен и даже представителей разных стран. Бабушка — советский человек, внучка — гражданка Таджикистана. Этот момент подчеркивает сцена, в которой Катя получает паспорт.
Мир сегодня претерпевает страшные катастрофы: политические, экологические, социальные. На фоне глобальных трагедий могут потеряться трогательные важные частные истории. Через призму судьбы Кати и Риммы, их прощания со старым домом проступает изменение облика Душанбе и Таджикистана. В одной небольшой квартире любящие друг друга бабушка и внучка ищут компромиссы, расстаются со старыми вещами, общими воспоминаниями и привычным пейзажем за окном, переживают, но находят силы двигаться вперед. Испытания делают маленькую любящую семью сильнее. Перемены не так страшны, если вы не одни.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari