Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

В погоне за молодостью: «Невероятно, но факт» Квентина Дюпьё

«Невероятно, но факт», 2022

В российский прокат вышла новая картина мастера абсурдной комедии Квентина Дюпьё. «Невероятно, но факт» — оригинальная история о погоне за утраченной молодостью с необычной концепцией путешествий во времени. Юлия Салихова делится своими впечатлениями от фильма.

Для любителей абсурдного и сюрреалистического юмора появление нового фильма Квентина Дюпьё — всегда событие. В 2022 году у фанатов своеобразного творчества режиссера появилось сразу два повода для праздника. На Берлинале состоялась премьера комедии «Невероятно, но факт», а через несколько месяцев в Каннах показали «Курение вызывает кашель». В первом из названных фильмов Дюпьё рассказывает историю немолодой супружеской пары, купившей дом в тихом пригороде. Главная фишка помещения радикально меняет жизнь героев. Оказывается, в подвале есть необычный проход, который ведет в тот же самый дом, но перемещающий на двенадцать часов в будущее. Кроме прыжка во времени происходит кое-что еще более невероятное. Спускаясь по лестнице, человек не только попадает в будущее, но и молодеет. Правда, всего на три дня. Алена (Ален Шаба) трюки со временем не особо впечатляют, но Мари (Леа Дрюкер) решает сполна воспользоваться уникальной возможностью и вернуть утраченные годы.

Оригинальный режиссерский стиль Дюпьё строится на необычном подходе к изображению смешного. В своих работах он активно использует абсурдный юмор и придерживается негласного правила «чем безумнее и страннее, тем лучше». В основе каждого его фильма лежит нелепая идея, которую он обильно фарширует невозмутимыми визуальными приколами и сюрреалистическими шутками. Героями его картин уже были и ожившая покрышка-убийца («Шина»), и стремящаяся к мировому господству кожаная куртка («Оленья кожа»), и дрессированная для ограбления банков гигантская муха («Жвалы»). Зачастую в творениях режиссера нет никакого смысла, и это может обескуражить неподготовленного зрителя. С «Невероятно, но факт» такой проблемы не будет. На этот раз автор частично нарушает свои же правила и вместо запутанной абсурдно-уморительной комедии выдает сравнительно простое кино — по-прежнему нелепое, но не лишенное смысла.

«Невероятно, но факт», 2022

С несвойственной ранее глубиной Дюпьё рассуждает на серьезные темы: говорит о всеобщем помешательстве на культе молодости и размышляет о том, что значит быть мужчиной. С помощью образа Мари он показывает нездоровую одержимость прошлым и юностью. Желая обернуть время вспять, женщина совершенно забывает о жизни «здесь и сейчас» и постоянно пропадает в омолаживающем подвале. Ее потерянный муж Ален новое увлечение жены не разделяет и предпочитает жить по обычным законам времени. Если главного героя приближающаяся старость не беспокоит, то его босса Жерара (Бенуа Мажимель) кризис среднего возраста вынуждает пойти на отчаянные меры. В борьбе с неизбежным Жерар заблаговременно решает позаботиться о своем мужском достоинстве и меняет данные природой гениталии на электронный прибор, которым можно управлять с помощью смартфона. На дружеском ужине начальник хвалится технологичным гаджетом и сильно расстраивается из-за сдержанной и даже равнодушной реакции подчиненного и его супруги. Среди героев фильма только Ален способен мыслить критически. Куда больше мужчину интересует сама суть вещей. Его любопытство подвалом ограничивается вопросом о том, почему, когда спускаешься вниз, оказываешься наверху, а рассказ босса приводит героя к философскому размышлению о том, что значит быть настоящим мужчиной. 

Как кинематографист Дюпьё сделал себе имя, снимая веселый и бессмысленный бред в лучших традициях deadpan. Его истории пусть и не были совершенными, но всегда работали как минимум на уровне идеи. Начиная со «Жвал» режиссер почти незаметно начал снижать градус абсурда и взял курс на массовую аудиторию. Его кино стало более простым и понятным, даже огромная муха в кадре не вызывала столько вопросов, как происходящее в «Реальности» или финал «На посту!». В «Невероятно, но факт» он еще больше упрощает историю и разжевывает практически каждую деталь сюжета. Очевидно, что вместе с героями взрослеет и их создатель. Дюпьё волнуют новые темы, хорошо это или плохо — пока говорить рано. Однако тех, кто ждал возвращения мастера абсурдных комедий к истокам, новая работа может разочаровать. Приятным сюрпризом станут знакомые по прошлым проектам актеры. Главного героя сыграл Ален Шаба, который искал идеальный крик для своего фильма ужасов о телевизорах-убийцах в «Реальности», а подружку босса в исполнении Анаис Демустье зритель может вспомнить по роли беременной жены одноглазого полицейского из «На посту!». Правда, высмеивать популярную сегодня концепцию мультивселенных и объединять странные миры и не менее странных героев из прошлых проектов, как он уже делал в «Неверно» и «Неправильных копах», режиссер не стал. Как знать — возможно, получилось бы в разы смешнее.

«Невероятно, но факт», 2022

«Невероятно, но факт» — однозначно не лучший фильм Дюпьё. Режиссеру вообще сложно конкурировать с собой — слишком высокая задана планка. Новая картина не ошеломляет, но и провальной ее тоже назвать сложно. Все-таки если сравнивать свежую работу французского постановщика с любой другой прокатной комедией, то любимый публикой кинодел все еще лучше многих. Главный минус истории о необычном доме в том, что для режиссера-сценариста со званием мастера странных и абсурдных комедий этот фильм вышел слишком «нормальным». Даже полчища муравьев, выползающих из открытой раны на человеческой коже, не дотягивают ни до гигантского насекомого из прошлого фильма, ни до прочих безумных и странных существ из киновселенной француза. Кроме нелепой основы, в «Невероятно, но факт» мало абсурдных деталей и визуальных приколов, которые кинематографист обычно любит невзначай разбрасывать по ходу сюжета. Интересного финального твиста с намеком на абсолютную бессмысленность происходящего тоже можно не ждать, хотя с такой завязкой это именно то, что хочется увидеть в последнем акте. Для режиссера-абсурдиста кульминация вышла слишком обычной и скучной. Хочется верить, что «Курение вызывает кашель» окажется на уровень выше.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari