25 сентября Педро Альмодовар отметил 70-летний юбилей, а на прошедшем фестивале в Венеции режиссер получил почетного «Золотого льва». В фильмах Альмодовара можно заметить много произведений искусства от эпохи Ренессанса и неоклассицизма до работ современных мастеров. Более всего это заметно в картине «Боль и слава» (выходит в онлайн-кинотеатрах 26 сентября).
Режиссер Сальвадор Мальо (Антонио Бандерас получил в Каннах приз за эту роль) переживает кризис среднего возраста — у него нет никаких сил, чтобы снимать новые фильмы. Сальвадор начинает рефлексировать о прошлом, вспоминать детство и первое осознание гомосексуальности. Кроме душевных переживаний, нормально жить ему мешает боль в спине. Единственным утешением становится дружба с актером Альберто, протекающая за употреблением героина.
Квартира главного героя напоминает музей и воспроизводит собственное жилье Альмодовара. На оранжевых стенах в гостиной режиссера висят четыре фотографии сюрреалиста Мана Рэя (одна из них — «Подарок»), рядом с которыми расположилась «Корова» Уорхола. В квартире стоит и скульптура испанца Мигеля Наварро в виде трубкообразного сидящего мужчины с пенисом.
Картины испанского художника-постмодерниста Гильермо Переса Вильяльты представлены в «Боли и славе», когда по сюжету фильма музей Гуггенхайма в Испании просит у Сальвадора Мальо для выставки картину «Художник просматривает художественный альбом» (Artista viendo un libro de arte). Главный герой отвечает отказом, ведь «картины — его единственная компания».
Вильяльта знаком с Альмодоваром почти 40 лет: его картины появлялись в ранних фильмах Педро, «Пепи, Люси, Бом и остальные девушки» и «Лабиринт страстей» (в последнем художник даже сыграл). В «Лабиринте страстей» режиссер в качестве одной из съемочных локаций использовал дом испанского фотографа Пабло Перес-Мингеса, в котором Вильяльта расписал стену. Другая картина — «Дионис находит Ариадну на Наксосе» — висит в кабинете доктора Ледгарда (фильм «Кожа, в которой я живу»). На ней изображены герои древнегреческой мифологии с безликими сферами вместо человеческих голов. Главная героиня Вера ходит в похожей на те сферы маске, которая и поддерживает нарощенную на лицо кожу, и буквально обезличивает девушку.
Хоть коллекция Альмодовара наполнена произведениями периода постмодернизма, ими интересы режиссера не ограничены. В 2017 году во время выставки испанской художницы-сюрреалистки Марухи Мальо в Мадриде Альмодовар признался, что хотел купить ее картину «Гроздь винограда» раньше, чем она попала в галерею. Эта работа все равно «снялась» в «Боли и славе», она висит в квартире главного героя.
Маруха Мальо — одна из фавориток Альмодовара. Художницу сравнивают с Сальвадором Дали, Рене Магриттом, Максом Эрнстом и Жоаном Миро. Главный герой «Боли и славы» также носит фамилию Мальо, видимо, в ее честь.
Работы самого Альмодовара, будь то серия фотографий или фильм, всегда отличались особым стилем: яркие цветовые решения, бьющая через край сексуальная свобода. В «Боли и славе» позади Сальвадора висят натюрморты руки самого Педро.
Удачное расположение произведений в кадре становится частью повествования, подчеркивая эмоции и психологическое состояние персонажей. Например, сцена в фильме «Дурное воспитание», где актер Гаэль Гарсиа Берналь в белых плавках на рассвете прыгает в бассейн, перекликается с картинами «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» и «Питер выходит из бассейна Ника» Дэвида Хокни. Работа «Портрет художника» сделала Хокни, самым дорогим автором живописи из ныне живущих, — в конце 2018 года картина была продана за рекордные $90,3 млн. История создания картины созвучна и с повествованием в фильме: Хокни писал бассейн, принадлежащий режиссеру Тони Ричардсону. Только сделав множество фотографий бассейна и плывущего под водой помощника Ричардсона, художнику удалось создать шедевр. Ричардсон, как и герой Гарсиа Берналя в «Дурном воспитании», был бисексуалом.
Вернемся к фильму «Кожа, в которой я живу» с Антонио Бандерасом и Еленой Анайей. По сюжету девушка оказывается в заключении у пластического хирурга Роберта Ледгарда. Он проводит эксперименты над ее телом, испытывая искусственную человеческую кожу. В комнате Вера смотрит документальные фильмы и читает книги о «главной женщине» искусства ХХ века Луиз Буржуа. Скульптура Буржуа «Паук» стала одной из самых дорогих женских работ, проданных на аукционе («Паук» ушел с молотка за $28,1 млн). Экспериментируя с бронзой, камнем, а также тканями, Буржуа создавала различные образы человеческих фигур, которые объединены общей чертой — тело составлено из грубых кусочков, без сглаживаний и со шрамами, обличая тем самым все несовершенства человека. В коридоре дома доктора висит «Венера Урбинская» Тициана — поза Веры полностью повторяет прекрасную Венеру. Однако, узнавая по ходу сюжета фильма страшную тайну тела девушки, понимаешь, что как бы доктор ни пытался создать собственную Венеру, Вера так и будет напоминать те самые фигуры Буржуа.
В центре сюжета фильма «Джульетта» оказывается женщина за 50, которая собирается с силами, чтобы рассказать в письме дочери о давней тайне. В квартире главной героини висит автопортрет «Отражение» британского художника, внука всемирно известного психоаналитика, Люсьена Фрейда. Беспрестанные автопортреты Фрейда свидетельствуют о глубинном и разрушительном самоанализе, который рифмуется со сломленным и отстраненным от реальности состоянием Джульетты. Люсьен писал обнаженные тела, тем самым словно нарушал табу, вынося на публику приватную жизнь натурщиков.
В «Дурном воспитании» молодой режиссер, который находится в поисках идей для нового фильма, встречает школьного друга после почти двух десятилетий разлуки. Их рандеву одновременно напряженно и нежно, оно происходит на фоне картины художника Сигфридо Мартина Бегуэ «Машина для кинотеатра» (La máquina de hacer cine). Произведения этого же художника встречаются в «Боли и славе» — «Швеи» (Las Costureras) и «Запах святой Касильды» (El olfato Santa Casilda) также висят на стене в фильме «Боль и слава».
Мартин Бегуэ — один из сподвижников Альмодовара по «Мадридскому движению», возникшему в начале 80-х из массовых празднований прекращения кровавой диктатуры Франсиско Франко в Испании. Наверстывая упущенные радости, жители страны наслаждались абсолютной свободой. Упоминания работ Бегуэ и таких художников, как Мигель Анхель Кампано, Дис Берлин, Маноло Кехидо, являются данью уважения эпохе постфранкистской Испании.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari