Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

«Дондуреевские чтения» - научно-популярная конференция, посвященная отечественному кинематографу 1920-х годов

Даниил Борисович Дондурей

«Искусство кино» провело первую научно-популярную конференцию, посвященную отечественному кинематографу 1920-х годов, – «Дондуреевские чтения». 

В 2022 году исполняется 75 лет со дня рождения и пять лет со дня смерти Даниила Борисовича Дондурея (1947—2017), выдающегося культуролога и социального мыслителя, бессменного главного редактора «Искусства кино» с 1993 года и до конца жизни.

В октябре 2022 года Культурный центр «Искусство кино» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации совместно с Государственным институтом искусствознания и Московской школой кино провел первую научно-популярную конференцию памяти ученого «Дондуреевские чтения», посвященную отечественному кинематографу 1920-х годов.

Задача «Дондуреевских чтений» — рассмотреть и проанализировать исторический контекст кинематографа и культурную матрицу нашей страны. Первые «Дондуреевские чтения» посвящены советскому кинематографу 1920-х годов в связи со столетием Центрального государственного фотокинопредприятия (Госкино) 19 декабря 1922 года.

1920-е — период активного строительства отечественного кино, когда авангардный кинематограф соревнуется в популярности с жанровым, формируются документальное кино и мультипликация, начинается изучение зрителя, развивается кинообразование, проверяются на деле различные формы копродукции, появляются кинопредприятия в различных регионах многонациональной страны (Чувашкино, Белгоскино и другие). Конец десятилетия — это и время первой большой технологической революции в мировом кинематографе — прихода звука, — послужившей прообразом всех последующих радикальных преобразований этого вида искусства, включая и позднейший переход к цифровому кинематографу.

На конференции были затронуты искусствоведческие, эстетические, социологические, культурологические и иные проблемы, связанные с историей советского кино 1920-х годов.

Публикуем тексты докладов:

  • Галия Юсупова. Искусство 1920-х и легенда о «новом зрителе» 
  • Алина Соломонова. Рецепция фильмов и театрографии Пауля Вегенера в советской прессе 
  • Станислав Дединский. «Гарри — в пыль»: Из истории советского общественного суда над фильмами Гарри Пиля
  • Алиса Насртдинова. Запретить / разрешить с изменениями / без изменений: Инструкция для киноцензоров 1920-х 
  • Максим Семёнов. До «Земли». Предшественники Довженко в советском кино 1920-х 
  • Юлия Козицкая. О порабощенных, их избавителе и об особенностях черной чадры в фильмах Дзиги Вертова 
  • Андрей Апостолов. Не стоит село без учительницы: эволюция образа в советском кино 1930-40-х гг.
  • Кирилл Горячок. «К полному уничтожению плакатов надписей!»: Дзига Вертов и киноки в спорах об интертитрах
  • Сергей Огудов. Точка зрения в сценарном нарративе: «Обломок империи» Ф.М. Эрмлера 
  • Евгений Марголит. Письмо восьми. Эпизод из борьбы традиционалистов и новаторов второй половины 20-х гг. 
  • Султан Усувалиев. История советского кино: Логика движения к соцреализму в текстах Н.М. Иезуитова 
  • Наталья Рябчикова. Группа Эйзенштейна в США: Уехать нельзя остаться
  • Сергей Каптерев. На пути к Чжунго. Советские фильмы о Китае, сделанные или задуманные в 1920-е годы 
  • Наталья Баландина. «Альбатрос» как перекресток кинематографической жизни Франции и русского зарубежья в 1920-е годы

А также записи видео:

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari