72-й Каннский кинофестиваль пройдет с 14 по 25 мая. Егор Беликов отобрал самые интересные фильмы — как из основной, так и внеконкурсной программы. Многие из них совпали с нашим прогнозом, но есть и сюрпризы. Фильмы расставлены в том порядке, в котором они будут показаны в Каннах.
«Мертвые не умирают» (The Dead Don’t Die) — Джим Джармуш
Трое полицейских со смешными фамилиями Робертсон, Петерсон и Моррисон (Билл Мюррей, Адам Драйвер, Хлоя Севиньи) в заштатном городке Центрвилль противостоят зомби, которые начали вдруг восставать из могил. В, разумеется, первом в карьере Джима Джармуша комедийном зомби-фильме снялись, кроме того, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Селена Гомес и так далее, и так далее. Главного приза Канн у Джармуша пока нет, и тот факт, что его поставили в качестве фильма открытия, пусть даже в конкурс, не добавляет оптимизма: этот слот обычно зарезервирован под наиболее звездную премьеру, чтобы в первый день на красной дорожке было не протолкнуться, а кинематографическая ценность обычно не так важна (в прошлом году на открытии показывали неудачные «Лабиринты памяти» Асгара Фархади). Хотя, конечно, ждем и надеемся.
В российских кинотеатрах с 11 июля.
«Отверженные» (Les miserables) — Ладж Ли
Чернокожий дебютант в полнометражном кино родом с Мали снял французский фильм о Стефане, который переезжает в город Монфермей (упоминается в «Отверженных» Гюго) и поступает на работу в спецназ, где попадает в большую войну банд. Это полнометражная версия короткого метра того же автора, который в прошлом году получил за свою работу национальную французскую премию «Сезар».
«Козодой» (Bacurau) — Клебер Мендонса — младший и Жулиано Дорнеллес
Фильм с таким неблагозвучным названием (хотя это просто ночная птичка) — третий полнометражный игровой для бразильца Мендонсы и второй подряд в основном конкурсе, правда, в прошлый раз «Аквариус» остался без призов. Кинорежиссер приезжает в отдаленную деревеньку, где живет старожилка, которая вдруг умирает. Соавтор Мендонсы-младшего — его постоянный соавтор, художник-постановщик Жулиано Дорнеллес.
«Атлантик» (Atlantique) — Мати Диоп
Сенегалка Мати Диоп — первая чернокожая женщина-режиссер в конкурсе Каннского кинофестиваля, она актриса, снималась у Клер Дени в «35 стопках рома», еще она племянница известного сенегальского актера и режиссера Джибрила Диопа-Мамбети, и это ее игровой полнометражный дебют (хотя Канны почему-то так не считают и дебютным его у себя в списке не пометили). Сильный жест со стороны отборщиков. «Атлантик» основан на документальной короткометражке того же автора. По сюжету активная молодая жительница сенегальской столицы Дакар обнаруживает, что ее бойфренд, возможно, утонул, пока пытался уехать из Сенегала вместе с другими беженцами в Европу или куда-то еще, где получше.
«Прости, мы скучали» (Sorry We Missed You) — Кен Лоуч
Новый фильм Лоуча расскажет о семье, пытающейся вписаться в быт современной Британии после финансового кризиса 2008 года, и затронет проблему баланса между работой и личной жизнью. Режиссер-левак — любимчик Канн, двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» за фильмы «Ветер, который качает вереск» и «Я, Дэниел Блейк» и целой охапки других наград фестиваля.
«Малыш Джо» (Little Joe) — Джессика Хауснер
Первый англоязычный фильм Хауснер расскажет историю двух селекционеров (Эмили Бичем и Бен Уишоу), выведших цветок, который меняет личность каждого, кто к нему прикасается. Австрийка уже заявляла о себе в Каннах в программе «Особый взгляд» («Милая Рита», «Отель», «Безрассудная любовь»).
«Боль и слава» (Dolor y gloria) — Педро Альмодовар
Психологическая драма про режиссера, который в серии флешбеков оглядывается на свои жизнь и творчество. В восьмой раз в фильме Альмодовара играет Антонио Бандерас, в шестой — Пенелопа Крус. Картины испанца пять раз попадали в основной конкурс Каннского кинофестиваля, было две награды: за лучший сценарий «Возвращения» и как лучшему режиссеру фильма «Все о моей матери» (за ту же картину Альмодовар взял «Оскар»). По словам Альмодовара, новый фильм будет исследовать процесс кинотворчества, а также первую любовь, вторую, материнство, смертность, 1960-е, 1980-е, современность и чувство необъятной пустоты, вызванное невозможностью дальше снимать кино.
В российском прокате с 13 июня.
«Озеро диких гусей» (Nan fang che zhan de ju hu) — Дяо Инань
Всего четвертый фильм Дяо Инаня, который пять лет назад увез главный приз Берлинского фестиваля за неторопливый жесткий детектив «Черный уголь, тонкий лед». Это современный нуар: лидер опасной байкерской группировки в бегах встречает женщину, которая жаждет вернуть себе свободу. Оба они отчаялись и готовы поставить на кон все, находясь при этом на какой-то железнодорожной станции в южном Китае.
«Свистуны» (The Whistlers) — Корнелиу Порумбойю
Автор одного из лучших фильмов прошлого года «Бесконечный футбол» Корнелиу Порумбою снял лихо закрученное кино о полицейском, который вынужден выучить свистящий язык сильбо гомеро, на котором умеют разговаривать где-то на Канарах, чтобы освободить с его помощью одного преступника из тюрьмы. Дистрибьютор обещает, что в «Свистунах» также будут: нуар, госизмены, комические повороты сюжета и роковая женщина.
В российском прокате в ноябре 2019 года.
«Портрет молодой женщины в огне» (Portrait de la jeune fille en feu) — Селин Скьямма
Первые три фильма Скьямма, «Водяные лилии», «Сорванец» и «Девичество», успешно премьеровались в «Особом взгляде», на Берлинале и в «Двухнедельнике режиссеров» соответственно. THR считает, что режиссер заслужила место в основном каннском конкурсе для этой исторической драмы. Действие происходит в конце XVIII века на острове в Бретани, художница должна написать свадебный портрет невесты без ее ведома, женщины постепенно сближаются. В главной роли европейская звезда Валерия Голино.
«Тайная жизнь» (Hidden Life) — Терренс Малик
«Тайная жизнь» (раньше фильм назывался «Радегунд») — это, как водится, трехчасовая историческая драма об австрийском отказнике, который не пошел служить в вермахт, с Матиасом Шонартсом, Микаэлем Нюквистом и недавно ушедшим Бруно Ганцем в главных ролях. За «Дни жатвы» визионер-затворник Малик получил в Каннах приз за режиссуру, а за «Древо жизни» — и вовсе «Золотую пальмовую ветвь», но с тех пор выбирал другие фестивали. В Канны Малик возвращается (в смысле, сам он наверняка физически не приедет, как и в прошлый раз) без оскароносца Эммануэля Любецки, вместо него — оператор Йорг Видмер, снимавший до этого в основном документалки.
«Молодой Ахмед» (Le jeune Ahmed) — братья Дарденн
С тех пор, как бельгийские братья Жан-Пьер и Люк представили в 1996-м в «Двухнедельнике режиссеров» фильм «Обещание», каждая их работа попадала на Каннский фестиваль. Дарденны получили две «Золотых пальмовых ветви» за «Розетту» (1999) и «Дитя» (2005), и еще несколько призов, в том числе за сценарий «Молчания Лорны» и Гран-при за «Мальчика с велосипедом». «Ахмед» рассказывает о юноше, который планирует убийство учителя, следуя экстремистским интерпретациям Корана. В главной роли, как в ранних фильмах Дарденнов, неизвестный молодой актер.
«Фрэнки» (Frankie) — Айра Сакс
Американец Сакс («Супружество», «Сорок оттенков грусти» с Диной Корзун) впервые снимает за рубежом. В фильме о том, как один день в отпуске в Португалии меняет жизнь сразу трех поколений одной семьи, снялись одновременно и французы (Изабель Юппер, Жереми Ренье), и американцы (Брендан Глисон, Мариса Томей).
«Однажды... в Голливуде» (Once Upon a Time... in Hollywood) — Квентин Тарантино
Долгожданный девятый фильм Квентина Тарантино. Действие разворачивается во времена преступлений Чарльза Мэнсона и его секты. После успешного проекта телевизионный актер и его дублер пытаются пробиться в кинобизнес. В ролях Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби, Люк Перри, Аль Пачино и старые любимчики режиссера — Тим Рот, Курт Рассел и Майкл Мэдсен. Тарантино получил «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Криминальное чтиво» и затем несколько раз попадал в конкурс.
В российских кинотеатрах с 8 августа.
«Паразиты» (Gisaengchung) — Пон Джун-хо
Пон Джун-хо возвращается с новым фильмом на корейском и с актерами, с которыми он работал в начале своей карьеры. Синопсис гласит, что это фильм о неясном инциденте, в который вовлекаются две семьи. Он продемонстрирует, в каком странном мире мы живем. Режиссер заверил, что в фильме не будет никаких инопланетян и прочих паразитов.
В российском прокате с 4 июля 2019.
«Матиас и Максим» (Matthias and Maxime) — Ксавье Долан
Канны буквально взрастили режиссера Долана: в разное время на фестивале были показаны пять его фильмов. Один из последних — картина «Это всего лишь конец света» — получила Гран-при жюри в 2016 году. И вот блудный сын после провала на фестивале в Торонто с фильмом «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» возвращается в родные пенаты. «Матиас и Максим» — еще одна личная мелодрама, где главные роли исполнят сам Долан (он у себя не играл со времен «Тома на ферме») и Анн Дорваль («Мамочка», «Я убил свою маму»).
В российском прокате в 2019 году.
«Мой бог» (Roubaix, une lumiere) — Арно Деплешен
Вновь к Каннам готовится режиссер Арно Деплешен, автор фильма открытия Канн-2017 «Призраки Исмаэля» с Марион Котийяр и Шарлоттой Генсбур. В центре сюжета криминальной драмы «Мой бог» — шериф полиции и выпускник академии. Они пытаются раскрыть жестокое убийство пожилой женщины.
«Предатель» (Il Traditore) — Марко Беллоккьо
Новый фильм коллеги и современника Пазолини — байопик Томмазо Бушетта, которого в Италии называют «боссом двух миров». Будучи одним из высокопоставленных сицилийских мафиози, задействованных в торговле героином в 1980-х годах, он стал первым крупным информатором полиции, дал показания против сотни гангстеров, получил американское гражданство и доступ к программе защиты свидетелей. Беллоккьо говорит, что фильм для него — повод высказаться о том, что предательство может быть героическим поступком, а еще о том, что настоящим предателем был не Бушетта, а семья Корлеоне, нарушившая незыблемые принципы мафии. Фильм снят в копродукции с Бразилией, ожидается, что это будет одна из самых высокобюджетных бразильских картин за всю историю.
«Должно быть, это рай» (It Must Be Heaven) — Элиа Сулейман
Сулейман выступает в качестве главного героя и рассказчика в этой комедии ошибок. Он путешествует по разным городам и находит параллели с родной страной Палестиной. Режиссер уже был номинирован на главный приз фестиваля за фильм «Оставшееся время» (2009).
«Сибил» (Sibyl) — Жюстин Трие
Драмеди об утомленном психотерапевте, которая возвращается к своей давней мечте стать писателем. Роли сыграли Виржини Эфира, Адель Экзаркопулос, Гаспар Ульель, Нильс Шнайдер и Сандра Хюллер, известная по фильму «Тони Эрдманн». Картина Трие «В постели с Викторией» открывала каннскую «Неделю критики» в 2016 году.
Спец-, внеконкурсные и полуночные показы:
Программа «Особый взгляд». Избранное:
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari