Авторы номера исследуют переходы между различными видами искусства, включая адаптацию литературы в кино и видеоигр в другие жанры. В номере обсуждаются современные российские экранизации, переосмысление традиционных форм искусства и феномен "автофикшн" в творчестве его представителей.

Конкурсная программа Каннского кинофестиваля — 2019: путеводитель

Адам Драйвер, Хлоя Севиньи и Билл Мюррей в фильме Джима Джармуша «Мертвые живые мертвецы»

72-й Каннский кинофестиваль пройдет с 14 по 25 мая. Егор Беликов отобрал самые интересные фильмы — как из основной, так и внеконкурсной программы. Многие из них совпали с нашим прогнозом, но есть и сюрпризы. Фильмы расставлены в том порядке, в котором они будут показаны в Каннах.

«Мертвые не умирают» (The Dead Don’t Die) — Джим Джармуш

Трое полицейских со смешными фамилиями Робертсон, Петерсон и Моррисон (Билл Мюррей, Адам Драйвер, Хлоя Севиньи) в заштатном городке Центрвилль противостоят зомби, которые начали вдруг восставать из могил. В, разумеется, первом в карьере Джима Джармуша комедийном зомби-фильме снялись, кроме того, Тильда Суинтон, Стив Бушеми, Селена Гомес и так далее, и так далее. Главного приза Канн у Джармуша пока нет, и тот факт, что его поставили в качестве фильма открытия, пусть даже в конкурс, не добавляет оптимизма: этот слот обычно зарезервирован под наиболее звездную премьеру, чтобы в первый день на красной дорожке было не протолкнуться, а кинематографическая ценность обычно не так важна (в прошлом году на открытии показывали неудачные «Лабиринты памяти» Асгара Фархади). Хотя, конечно, ждем и надеемся.

В российских кинотеатрах с 11 июля.

«Отверженные» (Les miserables) — Ладж Ли

Чернокожий дебютант в полнометражном кино родом с Мали снял французский фильм о Стефане, который переезжает в город Монфермей (упоминается в «Отверженных» Гюго) и поступает на работу в спецназ, где попадает в большую войну банд. Это полнометражная версия короткого метра того же автора, который в прошлом году получил за свою работу национальную французскую премию «Сезар».

«Козодой» (Bacurau) — Клебер Мендонса — младший и Жулиано Дорнеллес

Фильм с таким неблагозвучным названием (хотя это просто ночная птичка) — третий полнометражный игровой для бразильца Мендонсы и второй подряд в основном конкурсе, правда, в прошлый раз «Аквариус» остался без призов. Кинорежиссер приезжает в отдаленную деревеньку, где живет старожилка, которая вдруг умирает. Соавтор Мендонсы-младшего — его постоянный соавтор, художник-постановщик Жулиано Дорнеллес.

«Атлантик» (Atlantique) — Мати Диоп

Сенегалка Мати Диоп — первая чернокожая женщина-режиссер в конкурсе Каннского кинофестиваля, она актриса, снималась у Клер Дени в «35 стопках рома», еще она племянница известного сенегальского актера и режиссера Джибрила Диопа-Мамбети, и это ее игровой полнометражный дебют (хотя Канны почему-то так не считают и дебютным его у себя в списке не пометили). Сильный жест со стороны отборщиков. «Атлантик» основан на документальной короткометражке того же автора. По сюжету активная молодая жительница сенегальской столицы Дакар обнаруживает, что ее бойфренд, возможно, утонул, пока пытался уехать из Сенегала вместе с другими беженцами в Европу или куда-то еще, где получше.

«Прости, мы скучали» (Sorry We Missed You) — Кен Лоуч

Новый фильм Лоуча расскажет о семье, пытающейся вписаться в быт современной Британии после финансового кризиса 2008 года, и затронет проблему баланса между работой и личной жизнью. Режиссер-левак — любимчик Канн, двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» за фильмы «Ветер, который качает вереск» и «Я, Дэниел Блейк» и целой охапки других наград фестиваля.

«Малыш Джо» (Little Joe) — Джессика Хауснер

«Малыш Джо» (Little Joe)

Первый англоязычный фильм Хауснер расскажет историю двух селекционеров (Эмили Бичем и Бен Уишоу), выведших цветок, который меняет личность каждого, кто к нему прикасается. Австрийка уже заявляла о себе в Каннах в программе «Особый взгляд» («Милая Рита», «Отель», «Безрассудная любовь»).

«Боль и слава» (Dolor y gloria) — Педро Альмодовар

Трейлер фильма «Боль и слава» (2019)

Психологическая драма про режиссера, который в серии флешбеков оглядывается на свои жизнь и творчество. В восьмой раз в фильме Альмодовара играет Антонио Бандерас, в шестой — Пенелопа Крус. Картины испанца пять раз попадали в основной конкурс Каннского кинофестиваля, было две награды: за лучший сценарий «Возвращения» и как лучшему режиссеру фильма «Все о моей матери» (за ту же картину Альмодовар взял «Оскар»). По словам Альмодовара, новый фильм будет исследовать процесс кинотворчества, а также первую любовь, вторую, материнство, смертность, 1960-е, 1980-е, современность и чувство необъятной пустоты, вызванное невозможностью дальше снимать кино.

В российском прокате с 13 июня.

«Озеро диких гусей» (Nan fang che zhan de ju hu) — Дяо Инань

Всего четвертый фильм Дяо Инаня, который пять лет назад увез главный приз Берлинского фестиваля за неторопливый жесткий детектив «Черный уголь, тонкий лед». Это современный нуар: лидер опасной байкерской группировки в бегах встречает женщину, которая жаждет вернуть себе свободу. Оба они отчаялись и готовы поставить на кон все, находясь при этом на какой-то железнодорожной станции в южном Китае.

«Свистуны» (The Whistlers) — Корнелиу Порумбойю

Автор одного из лучших фильмов прошлого года «Бесконечный футбол» Корнелиу Порумбою снял лихо закрученное кино о полицейском, который вынужден выучить свистящий язык сильбо гомеро, на котором умеют разговаривать где-то на Канарах, чтобы освободить с его помощью одного преступника из тюрьмы. Дистрибьютор обещает, что в «Свистунах» также будут: нуар, госизмены, комические повороты сюжета и роковая женщина.

В российском прокате в ноябре 2019 года.

«Портрет молодой женщины в огне» (Portrait de la jeune fille en feu) — Селин Скьямма

Первые три фильма Скьямма, «Водяные лилии», «Сорванец» и «Девичество», успешно премьеровались в «Особом взгляде», на Берлинале и в «Двухнедельнике режиссеров» соответственно. THR считает, что режиссер заслужила место в основном каннском конкурсе для этой исторической драмы. Действие происходит в конце XVIII века на острове в Бретани, художница должна написать свадебный портрет невесты без ее ведома, женщины постепенно сближаются. В главной роли европейская звезда Валерия Голино.

«Тайная жизнь» (Hidden Life) — Терренс Малик

«Тайная жизнь» (раньше фильм назывался «Радегунд») — это, как водится, трехчасовая историческая драма об австрийском отказнике, который не пошел служить в вермахт, с Матиасом Шонартсом, Микаэлем Нюквистом и недавно ушедшим Бруно Ганцем в главных ролях. За «Дни жатвы» визионер-затворник Малик получил в Каннах приз за режиссуру, а за «Древо жизни» — и вовсе «Золотую пальмовую ветвь», но с тех пор выбирал другие фестивали. В Канны Малик возвращается (в смысле, сам он наверняка физически не приедет, как и в прошлый раз) без оскароносца Эммануэля Любецки, вместо него — оператор Йорг Видмер, снимавший до этого в основном документалки.

«Молодой Ахмед» (Le jeune Ahmed) — братья Дарденн

С тех пор, как бельгийские братья Жан-Пьер и Люк представили в 1996-м в «Двухнедельнике режиссеров» фильм «Обещание», каждая их работа попадала на Каннский фестиваль. Дарденны получили две «Золотых пальмовых ветви» за «Розетту» (1999) и «Дитя» (2005), и еще несколько призов, в том числе за сценарий «Молчания Лорны» и Гран-при за «Мальчика с велосипедом». «Ахмед» рассказывает о юноше, который планирует убийство учителя, следуя экстремистским интерпретациям Корана. В главной роли, как в ранних фильмах Дарденнов, неизвестный молодой актер.

«Фрэнки» (Frankie) — Айра Сакс

Американец Сакс («Супружество», «Сорок оттенков грусти» с Диной Корзун) впервые снимает за рубежом. В фильме о том, как один день в отпуске в Португалии меняет жизнь сразу трех поколений одной семьи, снялись одновременно и французы (Изабель Юппер, Жереми Ренье), и американцы (Брендан Глисон, Мариса Томей).

«Однажды... в Голливуде» (Once Upon a Time... in Hollywood) — Квентин Тарантино

Долгожданный девятый фильм Квентина Тарантино. Действие разворачивается во времена преступлений Чарльза Мэнсона и его секты. После успешного проекта телевизионный актер и его дублер пытаются пробиться в кинобизнес. В ролях Леонардо ДиКаприо, Брэд Питт, Марго Робби, Люк Перри, Аль Пачино и старые любимчики режиссера — Тим Рот, Курт Рассел и Майкл Мэдсен. Тарантино получил «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Криминальное чтиво» и затем несколько раз попадал в конкурс.

В российских кинотеатрах с 8 августа.

«Паразиты» (Gisaengchung) — Пон Джун-хо

Пон Джун-хо возвращается с новым фильмом на корейском и с актерами, с которыми он работал в начале своей карьеры. Синопсис гласит, что это фильм о неясном инциденте, в который вовлекаются две семьи. Он продемонстрирует, в каком странном мире мы живем. Режиссер заверил, что в фильме не будет никаких инопланетян и прочих паразитов.

В российском прокате с 4 июля 2019.

«Матиас и Максим» (Matthias and Maxime) — Ксавье Долан

Канны буквально взрастили режиссера Долана: в разное время на фестивале были показаны пять его фильмов. Один из последних — картина «Это всего лишь конец света» — получила Гран-при жюри в 2016 году. И вот блудный сын после провала на фестивале в Торонто с фильмом «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» возвращается в родные пенаты. «Матиас и Максим» — еще одна личная мелодрама, где главные роли исполнят сам Долан (он у себя не играл со времен «Тома на ферме») и Анн Дорваль («Мамочка», «Я убил свою маму»).

В российском прокате в 2019 году.

«Мой бог» (Roubaix, une lumiere) — Арно Деплешен

Вновь к Каннам готовится режиссер Арно Деплешен, автор фильма открытия Канн-2017 «Призраки Исмаэля» с Марион Котийяр и Шарлоттой Генсбур. В центре сюжета криминальной драмы «Мой бог» — шериф полиции и выпускник академии. Они пытаются раскрыть жестокое убийство пожилой женщины.

«Предатель» (Il Traditore) — Марко Беллоккьо

Новый фильм коллеги и современника Пазолини — байопик Томмазо Бушетта, которого в Италии называют «боссом двух миров». Будучи одним из высокопоставленных сицилийских мафиози, задействованных в торговле героином в 1980-х годах, он стал первым крупным информатором полиции, дал показания против сотни гангстеров, получил американское гражданство и доступ к программе защиты свидетелей. Беллоккьо говорит, что фильм для него — повод высказаться о том, что предательство может быть героическим поступком, а еще о том, что настоящим предателем был не Бушетта, а семья Корлеоне, нарушившая незыблемые принципы мафии. Фильм снят в копродукции с Бразилией, ожидается, что это будет одна из самых высокобюджетных бразильских картин за всю историю.

«Должно быть, это рай» (It Must Be Heaven) — Элиа Сулейман

Сулейман выступает в качестве главного героя и рассказчика в этой комедии ошибок. Он путешествует по разным городам и находит параллели с родной страной Палестиной. Режиссер уже был номинирован на главный приз фестиваля за фильм «Оставшееся время» (2009).

«Сибил» (Sibyl) — Жюстин Трие

Драмеди об утомленном психотерапевте, которая возвращается к своей давней мечте стать писателем. Роли сыграли Виржини Эфира, Адель Экзаркопулос, Гаспар Ульель, Нильс Шнайдер и Сандра Хюллер, известная по фильму «Тони Эрдманн». Картина Трие «В постели с Викторией» открывала каннскую «Неделю критики» в 2016 году.

Спец-, внеконкурсные и полуночные показы:

  • «Прекрасная эпоха» (La belle epoque) — Николя Бедос. Новый фильм от режиссера хита российского арт-проката «Он и Она» — это драмеди с Гийомом Кане о паре в кризисе. Парню предлагают перенестись в прошлое, во времена, когда у них все было хорошо. Картина в Каннах, очевидно, оказалась по протекции Франции, которая продвигает таким образом национальный кинематограф.
  • «Рокетмен» (Rocket Man) — Декстер Флетчер. Традиционная голливудская премьера в Каннах, в прошлом году — «Звездные войны», в этом — большой музыкальный байопик наподобие «Богемской рапсодии» о жизни и творчестве Элтона Джона, он, в отличие от солиста группы Queen, еще жив. Его играет Тэрон Эджертон («Kingsman: Секретная служба»), снято, судя по трейлеру, поживее и без скандального режиссера Брайана Сингера.
«Рокетмен»
  • «Диего Марадона» (Diego Maradona) — Асиф Кападия. Документалка об одном из самых титулованных футболистов от автора, который специализируется на подобном: это он снимал «Сенну» про гонщика и оскароносную картину «Эми» про певицу Уайнхаус.
  • «Лучшие годы жизни» (The Best Years of Life) — Клод Лелуш. Французский классик снял продолжение своего шедевра «Мужчина и женщина» с Анук Эме и Жаном-Луи Трентиньяном. Понятно, почему вне конкурса: там бы Лелуш всех порвал.
  • «Слишком стар, чтобы умереть молодым» (Too Old Too Die Young — North of Hollywood, West of Hell) — Николас Виндинг Рефн. Сверхожидаемый сериал Amazon от певца неона, ретро и боли («Драйв»). Роли в десятисерийном фильме о полицейском, вовлеченном в гангстерский конфликт с участием наемных убийц из мексиканского картеля, якудза и русской мафии, исполнили Майлз Теллер («Одержимость»‎) и Уильям Болдуин («Обратная тяга»‎, «Коматозники»‎). Судя по тому, что в пресс-релизе указаны два названия, покажут пару первых эпизодов, говорят, что каждый — по полтора часа.
  • «Бандит, полицейский, дьявол» (The Gangster, The Cop, The Devil) — Ли Вон-тхэ. Южнокорейское криминальное безумие словно специально для полуночного показа: полицейский детектив, скрипя зубами, помогает мафиози, на которого охотится серийный убийца.
  • «Для Самы» (For Sama) — Эдвард Уоттс, Ваад аль-Катиб. Названная сорежиссером девушка — это жительница сирийского Алеппо, которая переживает любовь, брак и материнство, пока в городе война, о ней и этот документальный фильм.
  • «Поделиться» (Share) — Пиппа Бьянко. Новый хоррор о девочке-тинейджере, деликатное видео с которой становится достоянием общественности, неожиданно купили на фестивале Sundance одновременно HBO Films и студия A24 за семизначную сумму, а теперь Канны решили показать это вне конкурса.
  • «Чувствовать себя живым» (Etre vivant et le savoir) — Ален Кавалье. Французскому режиссеру 87 лет, снимает еще с 60-х. Он сам в главной роли, вместе с ним в фильме играет Эмманюэль Бернейм, писательница и автор книги, по которой снята картина.
  • «Томмасо» (Tommaso) — Абель Феррара. В главной роли Уиллем Дефо, фильм, как утверждается, полуавтобиографическое эссе по мотивам жизни дикого режиссера («Плохой лейтенант», «Пазолини»).
  • «Семейная любовь» (Family Romance, LLC) — Вернер Херцог. Немецкий режиссер возвращается в Канны с игровым фильмом на японском языке (которого Херцог, разумеется, не знает), снятом с непрофессиональными актерами. Если погуглить название фильма, то в Японии обнаруживается компания с таким же названием, которая предлагает услуги попутчика для одиноких, чтобы делать с ними селфи. Может, фильм с этим как-то связан.
  • «Пусть это станет законом» (Que Sea Ley) — Хуан Соланас. Феминистическая документалка о движении про-чойс (за аборты) в Аргентине.
  • «Кордильеры снов» (La Cordillère des songes) — Патрисио Гусман. Режиссер-документалист 40 лет не был на родине в Чили и вот решил вернуться, посмотреть, как оно там.
  • «Лед в огне» (Ice on Fire) — Лейла Коннерс. Это очередная документалка Леонардо ди Каприо об экологии и глобальном потеплении.
  • «5Б» (5B) — Дан Краусс. Еще один социально значимый документальный фильм, о посетителях отделения под номером 5Б сан-францисского госпиталя, первого в США, где лечили пациентов с ВИЧ. Это кино о том, как сложились судьбы первых жертв эпидемии.
  • «Вечный свет» (Lux Æterna) — Гаспар Ноэ. Главную роль в новом короткометражном фильме французского мастера провокаций играет французская актриса Шарлотта Генсбур, которая за 50 минут вместе с Беатрис Далль поведает мистические истории о ведьмах.
  • «Особенные» (Hors normes) — Оливье Накаш и Эрик Толедано. Душеспасительный фильм закрытия о двух мужчинах (Венсан Кассель и Реда Катеб), работающих с подростками-аутистами.

Программа «Особый взгляд». Избранное:

  • «Домой» (Evge) — Нариман Алиев. 26-летний дебютант — крымский татарин, и его фильм, снятый на украинском и крымско-татарском языках, — о Крыме и селе Петровка, откуда режиссер родом, хотя там он снимать не смог ввиду понятно чего.
  • «Дылда» — Кантемир Балагов. Пока что единственный российский фильм в каннской программе и второй из двух фильмов Балагова в «Особом взгляде» (ранее «Теснота» получила приз ФИПРЕССИ, видимо, оказалось маловато, чтобы взяли сразу в конкурс). Послевоенная драма: две молодых девушки возвращаются в Ленинград в конце 1945 года.
  • «Восхождение» (The Climb) — Майкл Ковино. Редкий для Канн-2019 чисто американский фильм, дебют, основанный на короткометражке того же автора (он же в главной роли) о поездке на велосипеде, которая оказывается намного более сложной, чем он предполагал (что бы это ни значило).
  • «Жанна д’Арк» (Joan of Arc) — Брюно Дюмон. Продолжение хеви-метал-мюзикла «Жаннетт: Детство Жанны д’Арк», опять мюзикл. Фильм будет частично основан на работах французского поэта Шарля Пеги. Обещаются экшн-сцены в песчаных дюнах.
  • «Комната 212» (Chambre 212) — Кристоф Оноре. В прошлом году этот француз был в основном конкурсе с фильмом «Понравиться, полюбить и быстро убежать», но его понизили. Романтическая комедия расскажет о паре в кризисе: жена находит себе любовника, муж в тоске, жена переезжает в дом напротив, в отельный номер, где смотрит через окно за тем, как разваливается ее брак.
  • «Портовое управление» (Port Authority) — Даниэль Лессовиц. Дебютный фильм о 15-летнем беспризорнике, который оказывается на улице, где ввязывается в сложные нелегальные дела и знакомится с трансгендерным квир-подростком по имени Уай.
  • «Свобода» (Liberté) — Альберт Серра. Новый фильм замысловатого испанца («Смерть Людовика XIV»), видимо, основан на его спектакле в знаменитом берлинском театре Фольксбюне. 1774 год, группа французских либертенов сбегает от правительства Луи XVI под покровительство немецкого мыслителя, вольнодумца и соблазнителя Дюка де Валькена.
  • Chicuarotes — Гаэль Гарсия Берналь. Очередная режиссерская работа известного мексиканского актера, черная комедия, где двое подростков из Мехико хотят улучшить свою жизнь, но вместо этого попадают в преступный мир.
  • «Однажды в Трубчевске» — Лариса Садилова. Фильм российского режиссера, первый раз попавшей в Канны, расскажет о взаимоотношениях мужчины и женщины в современной российской глубинке, а также, по выражению отборщиков, «об иллюзорной эмансипации, женской стойкости и терпении». Фильм Садиловой также попал в конкурсную программу предстоящего Кинотавра, который пройдет с 9 по 16 июня в Сочи.

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari