6 апреля в лектории Музея «Гараж» состоится показ биографической драмы Марио Мартоне «Король смеха», рассказывающей о легендарном неаполитанском комике Эдуардо Скарпетте. Фильм стал громкой премьерой Венецианского кинофестиваля 2021 года, но это далеко не первый раз, когда фильм Мартоне попадает на престижный международный фестиваль. Яна Телова рассказывает о творческом пути режиссера и его симбиотических отношениях с кино и театром.
Первые шаги
Марио Мартоне родился в 1959 году в Неаполе. Уже с 18 лет он начал подрабатывать в популярном в те годы местном авангардном театре, а к 1979 году, после знакомства со спектаклем Роберта Уилсона «Эйнштейн на пляже», решил, что пора создавать собственную театральную труппу. Вместе с другом Андреа Ренци будущий режиссер придумывает название — Falso Movimento. В 1986 году Мартоне и Ренци объединяются с актером Антонио Нейвиллером и будущей звездой Паоло Соррентино — актером Тони Сервилло — и называют себя Teatri Uniti. Их совместные постановки становятся революционными для итальянского театра и получают международный успех.
От театра к кино и обратно
В 1980 году Марио Мартоне незаметно дебютирует в кино, снимая короткометражный фильм для Банка Неаполя, и только спустя 12 лет, в 1992 году, режиссер решает наконец попробовать себя в большом кино, и создает первый полнометражный фильм «Смерть неаполитанского математика», рассказывающий о последних днях Ренато Каччиопполи, племяннике Михаила Бакунина. Фильм дарит ему первую поездку в Венецию и специальный приз жюри.
Дальнейшая деятельность Мартоне всегда была тесно связана с театром — на каждый фильм приходилось как минимум одно представление, а картина «Бритва» (1993) и вовсе стала адаптацией спектакля, ранее поставленного в театре Меркаданте. В 1994 году Мартоне вместе с Сильвио Сольдини и Паоло Роза принимает участие в киноальманахе Miracoli — Storia per corti, а в 1994 году отправляется прямиком в Канны — представлять новый полный метр под названием «Любовь утомляет». Этот фильм утвердил Мартоне в статусе режиссера, предпочитающего рассказывать не столько частные истории, сколько изучать плетение судеб итальянского народа в пейзажах родного Неаполя. Главная героиня по имени Делия узнает, что ее мать Амалия была найдена мертвой на пляже, одетая лишь в один красный кружевной бюстгальтер. Чтобы разобраться в обстоятельствах загадочной смерти, Делия отправляется в Неаполь, заходит в дом матери и находит там пакет, в котором ее ждет ярко-красное платье на бретельках. Делия надевает его и начинает вспоминать о пережитом, о покойной матери, о многочисленных родственниках и о насилии, бывшем неотъемлемой жизнью Амалии…
В 1990-е годы Мартоне оказался в числе представителей так называемой новой волны неаполитанского кино наряду с Антонио Капуано, Паппи Корсикато, Тони Сервилло и Паоло Соррентино, но, в отличие от коллег, Мартоне выбрал путь совмещения — он на протяжении всей карьеры снимает актеров театра в кино, нередко обращается к адаптациям и, как кажется, никогда не ставил перед собой необходимость выбора. В 1998 году он создает полнометражный фильм «Театр войны» с другом и коллегой Андреа Ренци, где смешивает сценическую жизнь с историей о трагедии конфликта в бывшей Югославии, а через год завершает работу над документальным фильмом Una disperata vitalità, в котором Лауре Бетти декламирует со сцены стихи Пазолини. Мартоне перемещает внимание из Неаполя в Рим — на свет появляется кинобаллада о мучительной страстной любви «Вкус крови» (2004) с Микеле Плачидо и Фанни Ардан, и в то же время на театральной римской сцене рождается новая интерпретация «Эдипа в Колоне». Мартоне и не думает останавливаться.
Кино XXI века: «Мы верили» и «Невероятный молодой человек»
В начале 2010-х режиссер работает над одним из самых впечатляющих проектов в своей карьере под названием «Мы верили» (2010), историей о трех мальчиках, принимавших участие в итальянской войне против Бурбонов. Фильм принес режиссеру номинацию на «Золотого льва», но, к сожалению, остался без наград, несмотря на то, что многие критики предрекали картине не только «Льва», но и номинацию на «Оскар».
Тем временем Мартоне продолжает параллельную работу с театром: он дебютирует в Токио со спектаклем «Отелло», ставит «Борьбу Танкреди и Клоринды» в Риме и отправляется в крупнейший театр Бельгии, Королевскую оперу Валлонии, с «Фиделио». В 2011 году ставит «Нравственные очерки» поэта и философа Джакомо Леопарди, а спустя три года представляет о нем полнометражный фильм под названием «Невероятный молодой человек», который отправляется прямиком на Венецианский кинофестиваль и получает сразу несколько наград David di Donatello. Эта итальянская драма начинается с рассказа о детстве Леопарди: о его сложных отношениях с окружающим миром и родителями, о чрезмерной застенчивости и болезнях, о буднях, проведенных в библиотеке отца, и о редких свободных минутах у окна, откуда открывался чудесный вид на комнату юной итальянки. Отшельничество и жизнь в замкнутом пространстве с каждым годом все больше подрывают здоровье Джакомо, но однажды ему все же придется покинуть дом и пережить самое страшное испытание в его жизни.
«Король смеха»
В 2018 году, пока музей Мадре в Неаполе посвящает Марио Мартоне большую персональную выставку, он снимает «Революцию на Капри» с Марианной Фонтана в главной роли и вновь отправляется в Венецию. Тогда же появляются первые новости о другом будущем проекте режиссера — биографическом фильме о судьбе неаполитанского драматурга и актера Эдуардо Скарпетты, которого должен сыграть друг Мартоне Тони Сервилло.
Скарпетта — знаменитый неапольский драматург и комедиант, чей персонаж Феличе Шошаммокка в конце XIX века произвел настоящий фурор в итальянском театре, затмив культового Пульчинеллу. Sciosciammocca переводится с итальянского как «дыхание во рту», а в сочетании с Felice описывает доброго и веселого, но несколько глуповатого героя, который постоянно попадает в маленькие неприятности. Фильм Мартоне «Король смеха» повествует о событиях 1904 года, когда театр Скарпетты оказался на грани развала из-за судебного иска о плагиате от легендарного писателя-декадента Габриэля д’Аннунцио. Режиссер сталкивает представителей двух культурных пластов — комедианта и трагика — показывая не только разницу в отношении к искусству, но и обращая внимание на тонкую, но прочную связь между театром и политикой, что будет хорошо заметно в финальной сцене суда.
Немаловажной частью «Короля смеха» оказывается и личная жизнь Скарпетты — она является прямым отражением его театральных успехов. Дома, как и на сцене, Эдуардо находится в центре внимания: у него есть жена, несколько любовниц, несчетное количество отпрысков и десятки слуг. Единственная цель актера — научить каждого своего ребенка театральному мастерству, чтобы они могли поддерживать его образ на сцене. Но когда карьера Скарпетты из-за суда начинает трещать по швам, он наконец замечает, что и его личная жизнь далека от идеала — старший сын жаждет самостоятельности и мечтает сниматься в кино, один из младших уже пишет собственные комедии, а другой и вовсе отказывается признавать Скарпетту отцом. Создателя Феличе Шошаммокки все стремительнее затягивает в круговорот неправильных решений, в результате чего его статус главы большого семейства терпит крах, а грядущий суд лишь усугубляет положение актера.
«Ностальгия»
В 2021 году Мартоне представляет «Короля смеха» на своем любимом кинофестивале в Венеции, а через год неожиданно появляется в Каннах с киноадаптацией романа Эрманно Реа «Ностальгия», где герой, подобно самому режиссеру, спустя много лет возвращается в Неаполь и испытывает острое чувство ностальгии по давно прошедшему детству. Вместе с Феличе Мартоне внимательно изучает улочки родного города, указывая на неразличимость между прошлым и настоящим. «Ты говорил, что там, наверное, все изменилось», — доносится из телефонной трубки голос жены героя. «А оказалось, что все осталось как прежде», — отвечает он, глядя со своего балкона на сети узких переулков Неаполя. Феличе отправляется на поиски когда-то лучшего друга, чтобы попросить у него прощения за прошлые грехи, но снова и снова сталкивается с разными версиями себя.
В мирах Мартоне «свои» часто оборачиваются «чужаками», и наоборот. Путешествуя с героями по итальянским пейзажам, режиссер не критикует и не пытается переубеждать — он смиренно утверждает. Далия никогда не сможет извиниться перед матерью за совершенное в прошлом, Джакомо заплатит высокую цену за известность, Феличе опоздал с возвращением, а Эдуардо Скарпетта может пережить десятки судов, но навсегда останется Королем смеха.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari