Этот номер — последний в бумаге. Последний в этом году, то есть временно. Никакого зарока на долгий срок давать мы не собираемся. Но так решили. Это решение обдумано без панической атаки. Очевидно, что делать вид, будто ничего не произошло, по меньшей мере нелепо. Когда-то Зощенко заметил, что продолжать писать, будто ничего не случилось (имелась в виду революция), невозможно. И придумал своего сказчика, говорящего на собачьем языке улицы.
Таким образом, выбор уйти в пространство интернета, мобилизовать работу нашего сайта, сделать его виртуальной версией бумажного журнала не связан исключительно с проблемами финансирования. Они, конечно, имеют место, но не являются определяющими. Писать, анализировать фильмы в прежних координатах пространства и времени, в рамках исчерпавшего себя мышления кажется компромиссным. В новой реальности требуется переизобрести сам язык говорения, а точнее, его нащупать и не выдавать прежние способы рассуждений за адекватные, не учитывающие контекстуальные связи за пределами кинопроцесса. «Искусство кино» очень долгое время, более 30 лет, было междисциплинарным журналом. В этом его специфика и уникальность: не рассматривать кинематограф вне разрыва с современной арт-сценой, современным театром, социальной и медийной проблематикой. В нынешних условиях такой подход затруднителен по множеству причин. Поэтому мы не делаем вид, что пейзаж художественной и социальной жизни радикально не изменился.
Итак. Переезд в интернет — выбор экзистенциальный, а не ситуативный. Это важно подчеркнуть, чтобы не было недоразумений, утешений читателей в ответ на наши, как несправедливо может показаться, «жалобы турка». Осознание исторического момента, который приходится переживать, связан с множеством вариантов самоопределения. В том числе это касается и работы в журнале, функционирования «Искусства кино». Данный номер — в отличие от прежних лет — публикует эссе членов редакции не о «лучших фильмах» уходящего сезона, но о тех, которые помогают не сойти с ума, не впасть в депрессию, а дают возможность, порой иллюзорную, жить дальше. Не выживать, а именно жить и дышать без перебоев.
Тут же и статьи об избранных фильмах с Каннского, Венецианского фестивалей, которые читатели уже могут посмотреть в Сети, на платформах и даже в отечественном прокате. Мы специально дождались этого момента, чтобы связь с читателями была тактильной и не лишенной взаимной реактивности.
Главная тема номера — идеология, эстетика, контроверзы мокьюментари и всевозможные образы фейков. Мы думаем, что это самые существенные вопросы текущего времени (наряду с другими, тоже значимыми). Причем не только в нашей специальной ситуации и реальности. Не только в кинематографе и вообще в культуре, искусстве.
Исторические материалы, философические эссе, разбор творчества конкретных персоналий, феномен постправды в новейших ее проявлениях, трансформациях и непрозрачности — центральные мотивы исследовательских побуждений наших авторов, с которыми мы обсуждали методологию анализа в их текстах.
Дорогие читатели, мы остаемся с вами, пусть и в иной коммуникативной среде. Поэтому ни в коем случае не прощаемся, а предполагаем жить, встречаться, общаться.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari