В Каннах объявили победителей. Зинаида Пронченко поясняет удивительные и восхитительные решения жюри, запутавшегося в регламенте церемонии, но не в конкурсной программе.
На итоговой пресс-конференции Венсан Линдон, исполнивший одну из главных ролей в победившем в Каннах фильме «Титан» Джулии Дюкорно, сказал: «Я очень счастлив, что повзрослел и смог оценить эту картину и принять в ней участие, ведь еще два года назад я точно прошел бы мимо этого проекта».
Действительно, еще два года назад такое решение жюри — вне политики, чисто в рамках искусства — было представимо, но казалось нереализуемым. «Титана» роднит с «Паразитами» принадлежность к жанру, приверженность к зрелищу. Однако Дюкорно двигается дальше. Социальное ее беспокоит меньше всечеловеческого. От машины/из машины появляется человек, а не (а)социальный элемент. Из скрежета металла рождается гуманизм. Вполне ренессансного толка. Это возрождение кино в его чистом виде, незамутненном популистскими трендами. Поэтому, прежде чем отмечать гендер режиссера, первой после Джейн Кэмпион женщины — обладательницы «Пальмы», стоит восхититься талантом автора. И конечно, куражом Спайка Ли, не побоявшегося раздать награды по уму, а не согласно довлеющей конъюнктуре.
Гран-при в Каннах тоже присудили неожиданным совершенно образом. Асгару Фархади, двухкратному обладателю «Оскара», пришлось потесниться на сцене. Приз поделили «Герой» — очень американская по типу драматургии социальная драма о превратностях бюрократии, предсказуемости человеческой натуры и иронии судьбы — и «Купе номер 6» Юхо Куосманена, лирический роуд-муви, воспевающий просторы России и широту русской души. Большое видится на расстоянии как минимум 300 км, отделяющих Хельсинки от Санкт-Петербурга, как максимум — 3000 км, отделяющих Канны от Москвы. Спайку Ли приснилась наша Родина в ее предельно поэтическом, но неизменно трагическом, хмельном обличии.
За лучшую режиссуру наградили Леоса Каракса и его загробный мюзикл «Аннетт». В эпоху, когда смерть с особым рвением выполняет свою работу, не грех ее старания «воспеть». На мюзиклы в 2021-м явная мода. И даже оставшийся без призов Жак Одийяр заявил в интервью, что приступает к съемкам музыкальной комедии «Эмилия Перес» в Мексике.
Лучшим сценарием стала экранизация короткого рассказа Харуки Муруками «Веди мою машину» Рюсуке Хамагути. История атомизации на фоне ядерной зимы. Главные герои пытаются пережить траур по близким, репетируя «Дядю Ваню» в Хиросиме. Они увидят в финале небо в алмазах, оно у Хамагути неравнодушно к страданиям обитателей Земли, небо и правда людям внемлет.
Лушим актером в Каннах объявили Калеба Ландри Джонса за роль аутичного убийцы в австралийской картине «Нитрам», рассказывающей о произошедшем в 90-е годы массовом убийстве. Фильм оказался слишком прямолинейным и спекулятивным, но работа Джонса действительно очень точная и нюансированная.
Ренате Реинсве из «Худшего человека на свете» Иоахима Триера, визуально изобретательной, но крайне перегруженной драмы об окончательном и бесповоротном взрослении кидалтов в Осло, удостоилась приза за лучшую женскую роль.
И наконец, еще одним сюрпризом стал приз жюри, также поделенный между «Меморией» Апичатпонга Вирасетакула и «Коленом Ахед» Надава Лапида. «Мемория» — первый опыт Вирасетакула за пределами родного Таиланда. Действие фильма разворачивается в Колумбии, Тильда Суинтон прислушивается к неразборчивому шепоту бытия. «Мемория» оказалась слишком авангардной даже для Вирасетакула, но пришлась по вкусу соскучившимся по экспериментам членам жюри.
«Колено Ахед» — локальная история, произошедшая на самом деле в израильском Министерстве культуры. О цензуре верхов и отчаянии низов — как экзистенциальном, так и гражданственном — Лапид рассказывает в обычной для него манере: с эстетскими эскападами и этическим пафосом.
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:
Google Chrome Firefox Safari