Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Серж Бозон: песня и танец - Искусство кино

Серж Бозон: песня и танец

  • Блоги
  • Владимир Лукин

Владимир ЛУКИН о режиссере. Серж Бозон (род. 8 ноября 1972 г.) принадлежит к группе молодых французских режиссеров, сформировавшихся вокруг журнала Lettre du cinéma. Среди других представителей этой группы — Жан-Шарль Фитусси, Пьер Леон, Венсан Дьетр и Аксель Ропер. У каждого из этих режиссеров имеется свой уникальный взгляд на кино, поэтому говорить о каком-то «течении» или «волне» не приходится. По словам Пьера Леона, дружба — единственное, что их объединяет.

По доброй французской традиции Бозон начинал как кинокритик. Его статьи печатались, помимо упомянутого Lettre du cinéma в таких изданиях, как Cahiers du cinéma, Trafic, Cinema Scope. Выступал он и как актер — его можно увидеть в фильмах того же Фитусси или Леона. При этом Бозон не только эрудированный синефил, но также и отчаянный меломан — это чувствуется в тщательно выверенных саундтреках к его фильмам.

Сейчас на счету у Бозона четыре полнометражных фильма. Свою первую картину «Дружба» (L'Amitié) он снял в 1998 году. Премьера последнего фильма «Импресарио» (L'Imprésario) прошла на днях в Париже. «Искусство кино» публикует статью Владимира Лукина, посвященную разбору центральных для творчества Бозона фильмов «Моды» (Mods, 2002) и «Франция» (La France, 2007, приз Жана Виго).

*

Риччотто Канудо, мифический основатель кинотеории, выстраивая в далеком 1911 году генеалогическое древо кинематографа, утверждал: «седьмое искусство» произошло от Архитектуры и Музыки («Манифест семи искусств»1). Архитектура расщепилась на живопись и скульптуру, музыка — на поэзию и танец с тем, чтобы потом вновь слиться воедино в синтетическом котле кинематографа. Спустя столетие накал теоретических баталий изрядно поутих, а настроения fin de siècle диктуют моду на размышления не о рождении, а о смерти — о смерти кино в частности. Впрочем, скепсису подобных теоретических построений не устоять перед мощными аргументами практики, и ряд кинематографистов своими фильмами убедительно показывают — разговоры о смерти кино остаются пока лишь разговорами. Серж Бозон определенно один из тех, кто делает кино сегодня, а его «Модов» Канудо мог бы взять в качестве наглядной иллюстрации своей теории — это кино, которое и впрямь вырастает из архитектуры и музыки.

«Моды»

В центре повествования этого маленького шедевра (фильм длится чуть менее часа) — два брата, военнослужащие, Франсуа и Поль (его играет сам Бозон). Они прибывают в студенческий кампус, где учится третий брат Эдуард. Эдуард — парень всесторонне одаренный, любимчик как преподавателей, так и студентов, а студенток, как выяснится довольно скоро, особенно. Но с некоторых пор он впал в хандру, ни с кем не разговаривает и проводит все дни, лежа в постели. Франсуа и Поль пытаются ему помочь и проводят собственное незамысловатое детективное расследование, которому мешает недружелюбная местная публика. Разбираясь в корреспонденции брата, они натыкаются на пачку любовных писем от Амели, Анжелы, Виржинии. Последнее письмо, никем не подписанное, содержит лишь одно слово: «Нет». Видимо, именно оно послужило причиной болезни. К концу фильма Франсуа и Полю удается разыскать таинственную девушку, которая ответила Эдуарду отказом. Они приводят ее в комнату брата, и она вновь повторяет свое решительное «нет»: «Парням всегда приходится повторять дважды. Эдуард, все кончено». Эдуард не то чтобы приходит в чувство (в фильме он так и не заговорит), но хотя бы встает с постели и провожает своих братьев домой.

В пересказе фильм кажется незатейливой историей уязвленного самолюбия. На деле же «Моды» устроены достаточно замысловато. В первую очередь внимание на себя обращает замкнутость пространств, внутри которых происходит действие. Чувствуется, что холодная геометрия кампуса пытается вытолкнуть новичков так же, как и местная чопорная публика. Стремясь освоиться в новой обстановке, Франсуа и Поль в буквальном смысле пытаются «притереться» к местным стенам в одном из танцев. Танцы — еще одна странность. Они появляются в фильме внезапно и поначалу могут вызвать недоумение. Они имеют мало общего с теми танцами, которые мы привыкли видеть в мюзиклах — персонажи фильма не поют, а лишь совершают причудливые движения под гаражный рок 60-х. Впрочем, герои ведут себя необычно, даже когда не танцуют. Их лица не выражают эмоций, их реплики обрывисты, зачастую не имеют смысла и нередко повторяются. Иногда повторяются и целые диалоги, с той лишь разницей, что между Франсуа и Полем происходит рокировка — братьев очень часто путают. Cоздается впечатление, что персонажи не говорят, а выбрасывают свои бессвязные реплики, как банкомат — деньги. Но в этой абсурдной пьесе, которую играют брессоновские модели, автоматизм достигает комического эффекта. И это, конечно, театр Ионеско, а не Беккета — не едкая желчь, но мягкая ирония. Кстати, сам Серж Бозон с его бесстрастной миной à la Sherlock, Jr. вполне бы мог заслужить звание «Бастер Китон XXI века».

"Моды"

Примечательно то, что все эти персонажы-роботы оживают и обретают полноту образа именно в своих причудливых неземных танцах. Вспомним Канудо: музыка — это танец и поэзия, организация ритмов. Эпизоды, где братья меняются ролями и повторяют те же диалоги, равнозначны припеву в поп-песне — они организуют ритм фильма. Характерен финальный танец-объяснение между Эдуардом и девушкой, которая его отвергла — Эдуард осознает, что все кончено, не в слове (написанном или сказанном), но в пластике танца. Героям «Модов» не хватает речи, им нужно большее — жест. Для Бозона кинематограф — в первую очередь пластическое искусство. Или, как уточнил бы Канудо: «Пластическое искусство, развивающееся по законам Ритмического искусства».

Этот синтез пластического и ритмического наиболее ярко показан в нелепом танце Франсуа и Поля, где два брата пытаются вписаться в новую для них архитектуру, слиться с ней в танце.

 

«Франция»

В своем следующем фильме «Франция» Бозон решил выйти из зажатых конструктивистских пространств студенческого кампуса на пленер. Меняется не только мизансцена, меняется жанр. И хотя фильмы Бозона трудно втиснуть в прокрустово ложе устоявшихся классификаций, нетрудно заметить, что светлые тона сменились мрачными, и перед нами уже не комедия, но драма. Меняется музыка — герои больше не танцуют, а поют, причем не гаражный рок, а психоделический поп 60-х. Но самое удивительное, что поют эти песни французские солдаты, а события в фильме разворачиваются во время первой мировой войны…

И это не единственная причуда фильма. В конечном счете, «Франция» предстает как фильм «наоборот» — фильм, в котором все перевернуто, где люди выдают себя не за тех, кем они являются.

"Франция"

Камилла (Сильви Тестю) получает письмо от своего мужа, который находится на фронте, с просьбой не писать ему больше и забыть о нем. Письмо приводит ее в смятение, и ей ничего не остается, как подстричь волосы, переодеться в мальчишку и отправиться на фронт самой. По дороге новоиспеченная Алиса встречается с отрядом солдат под командованием лейтенанта (Паскаль Грегори) и присоединяется к нему. На привалах солдаты поют песни и играют на самодельных инструментах. Во время похода они стараются избегать любых встреч с местными жителями и иной раз становятся похожи на призраков. В конечном счете выясняется, что они — отряд дезертиров. Направляясь к фронту, Камилла на самом деле от него удалялась.

Это путешествие в сердце тьмы вызывает в памяти «Мертвеца» Джармуша, где долгие странствия приравнивались к смерти, и «Апокалипсис сегодня» Копполы, где командировка в глубь Вьетнама для капитана Уилларда была лишь предлогом для другого, куда более серьезного путешествия.

Идея путешествия, столь важная для европейской (да и не только европейской) культуры, была особенно сильна в романтической литературе. И Серж Бозон сам упоминает о влиянии на его фильм опыта немецких романтиков. В интервью журналу Cinema Scope он говорит об особом стиле путешествий в книгах Новалиса, Клейста и Гофмана: долгие ночные обряды посвящения, затерянные в лесах странники, случайные встречи с таинственными незнакомцами, поиск второй родины (2). Некоторые сцены «Франции», с поправкой на грим и костюмы, и впрямь выглядят как аутентичная экранизация «Ночных историй» Гофмана. Например, ночь, когда отряд, заподозрив в Камилле шпиона, желает с ней разделаться. Солдаты зажимают ее кольцом, но в этот момент облака скрывают луну, погружая все в кромешную тьму, а когда она выходит вновь, Камилла уже исчезает.

Во «Франции» мотив путешествия неразрывно переплетен с мотивами смерти и сновидения, смерти как особой формы глубокого сна, забвения. Немецкие всадники удивительным образом напоминают всадников смерти Дюрера. В финале фильма туман рассеивается и из утренней дымки навстречу отряду выходит зачарованный странник — муж Камиллы (камео Гийома Департье), который поначалу даже ее не узнает. «Ты искала смерти?», — говорит лейтенант. «Нет, я искала мужа». — «Это одно и то же». Солдаты уходят, и, хотя финальные титры сообщают, что «отряд так и не добрался до Голландии», сомнения остаются. Происходило ли это путешествие на самом деле? Не прострелила ли пуля в начале фильма не ладонь Камиллы, а ее сердце?

"Франция"

Но путь Камиллы — нечто большее, чем поиски мужа. Даже Рене Декарт, больше знаменитый своими путешествиями в глубь собственного «я», в конце первой главы «Рассуждения о методе» отмечал, что его попытка познать себя не была бы так успешна, если бы он не покидал свою страну и свои книги. «Самые интересные путешествия мы совершаем внутри себя» — это свидетельство уже другого путешественника, внешнего и внутреннего, Анри Мишо. Странствие Камиллы — это внутреннее путешествие Франции, попытка осознать свои исторические пути.

С одной стороны, в безрадостной картине дезертирства можно углядеть последующий коллаборационизм Франции во время второй мировой3. С другой, нам показано поражение куда более широкого масштаба — провалившаяся попытка индивида выбраться за отведенные ему границы. Все, что хотят солдаты, — оказаться за пределами Франции, пересечь ее границу. Anywhere out of the world — цитирует Бозон Бодлера: куда угодно, прочь из этого мира. Горькая ирония заключается в том, что Бодлер, воспевавший путешествия в дальние страны (случайно или нет, но в этом стихотворении в прозе упоминается Голландия, которая во время войны сохраняла нейтралитет, и куда стремятся солдаты), за одним исключением почти всю свою жизнь провел дома в Париже. Он был неудачным путешественником, как и отряд дезертиров, с одной лишь разницей — солдатам это стоило смерти.

Эта трагическая интонация усиливается и так называемым «аквариумным освещением», которое Бозон позаимствовал у Жака Турнера4. Этот свет не только создавал онейрическую атмосферу, он также приравнивал солдат к аквариумным рыбкам — они блуждали внутри ночи, натыкались на ее прозрачные и плотные границы, как на стенки аквариума, но так и не смогли их разбить.

Открытые пространства «Франции» (в отличие от закрытых пространств «Модов»), таким образом, оказываются обманчивыми: граница — недостижима. Как мифическая Атлантида.

 


1 «Манифест семи искусств» Канудо доступен в антологии «Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933 гг.».

2 См. интервью Бозона журналу Cinema Scope, No. 33.

3 И. Кушнарева, Д. Кралечкин «Пропеть Европу».

4 «...То же самое касается отношения между темными и светлыми частями экрана. Границы смягчены, чтобы получить «ощущение аквариума», которое иногда можно обнаружить в лучших фильмах категории B (Турнер, Улмер, Дван... например, в «Людях-кошках» 1942 драматическое напряжение почти всегда создается едва уловимым «аквариумным освещением»). В конце концов, мой фильм отсылает к Атлантиде, поэтому освещение должно быть как «в морских глубинах» — слабые мерцающие движения света, подобные невидимой ряби». — Из интервью Бозона журналу Cinema Scope, No. 33.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлена программа фестиваля в Карловых Варах

10.06.2013

Оргкомитет фестиваля в Карловых Варах (Чехия) обнародовал программы предстоящего форума. Всего в различных программах 6 мировых и 7 международных премьер. Фестиваль откроется 28 июня фильмом Мишеля Гондри «Пена дней» (Mood indigo/ L'écume des jours), снятым по роману Бориса Виана. В главной роли Одри Тату.