«Собибор», режиссер Константин Хабенский

Черный пепел. «Собибор», режиссер Константин Хабенский

  • Блоги
  • Нина Цыркун

«Подвиг, который мы забыли» – таков слоган драмы «Собибор», посвященной воcстанию в одноименном нацистском лагере смерти времен Второй мировой войны; восстанию, которое возглавил пленник лагеря, советский гражданин и лейтенант Красной Армии Александр Печерский (1909 – 1990). Нина Цыркун восстанавливает исторический и культурный контекст картины об этом беспрецедентном подвиге.


Режиссерский дебют Константина Хабенского «Собибор» – прежде всего акт социальный, то, что называется восстановлением исторической справедливости. О единственном успешном массовом побеге из нацистского концлагеря, который возглавил лейтенант Красной армии Александр Печерский, сразу же после окончания войны Павел Антокольский и Леонид Каверин написали главу для «Черной книги» преступлений нацистов против еврейского народа, собранную Ильей Эренбургом и Василием Гроссманом. Набор ее был уничтожен в 1948 году в ходе борьбы с космополитизмом. Чудом сохранившаяся верстка была обнаружена в 90-е, а впервые «Книгу» издали в России только в 2015 году.

О подвиге Печерского все эти годы информация поступала скудно и отрывочно. Никакой награды за свой подвиг при жизни он не получил, кино про него не снимали. Между тем, в 1987 британец Джек Голд поставил телефильм по книге Ричарда Рашке «Побег из Собибора», а в 2001 году на Каннском кинофестивале показали документальный фильм Клода Ланцманна «Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов».

«Собибор», трейлер

У нас ситуация стала меняться только с перестройкой. В 1989 году Павел Коган из Петербурга и Лили Ван ден Берг (ее родители погибли а этом лагере смерти) сняли совместный советско-голландский документальный фильм «Восстание в Собиборе». Книги об этом событии стали издавать не только за границей. Каким-то чудом и сам Печерский успел еще до окончания войны опубликовать в Ростове-на-Дону небольшую книгу «Восстание в Собибуровском лагере»; его воспоминания вошли в сборник историка Ильи Васильева «Александр Печерский: прорыв в бессмертие». Сборник завершался обращением к президенту: общественность призывала главу государства присвоить легендарному человеку звание Героя России, наградить советских солдат – участников этого восстания и включить этот подвиг в школьную программу по истории. Наверху прислушались, и в 2016 году Александр Печерский был награжден Орденом Мужества. Посмертно.

Вместе с фильмом Константина Хабенского вышли сразу две книги – свод документов и беллетризованная история событий. Хабенский сделал большой международный проект с участием известных немецких, польских, литовских актеров – это было частью общеевропейского замысла. Коменданта лагеря Френцеля сыграл «горец» Кристофер Ламберт, офицеров-охранников – австриец Вольфганг Черны, швейцарец Филипп Рейнхардт, немцы Дирк Мартенс, Максимилиан Дирр. В фильме говорят на пяти языках. «Когда я прочитал сценарий, то подумал, что не смогу это сыграть, потому что нельзя сыграть чудовище», – сказал на пресс-конференции Вольфганг Черны. Действительно, в последние годы мы уже отвыкли от такого гиперреалистичного изображения нацистов. В «Собиборе» нет никаких девиаций «по Станиславскому», нет никакой неопределенности относительно хороший и плохих персонажей, – и это закономерно, потому что в охране лагеря, где по беззащитным стреляли просто так, для развлечения, служили не люди. В материале заложено, и актерами сыграно лютое, бессмысленное зверство и упоение этим зверством. Конечно, где-то в глубине их нутра шевелится червь панического ужаса – а вдруг когда-нибудь придется ответить за то, что творится в этом польском лесу? И они придумывают себе разные оправдания или «отмазки». У одного, мол, отец виноват: не позволил жениться на еврейке, та вышла замуж за другого, поэтому и ненависть к евреям. У другого задача более «благородна»: собрать красивую одежду убитых для любимой матери, которая и мечтать о такой не могла. Кто-то просто топит совесть в пьянстве. Но это не делает их человечнее: монолог об отце выливается в истерический истошный рев, а упившегося до потери сознания отвозят на грязной тачке спать.

Sobibor 01«Собибор»

«Собибор» – не документальный фильм, и некоторые мотивы и сцены включены в сценарий для того, чтобы, как сказал Хабенский, возвести эти события в ранг мифа, придать им библейскую значимость. Для этого, например, был придуман эпизод оргии, отсылающий к забавам терявших человеческий облик жителей времен упадка Рима – как будто их места на скамьях Колизея заняли совсем уж оскотинившиеся нацисты.

В лагерь смерти, расположенный у тупика железнодорожной ветки на юго-востоке Польши, свозили евреев, взрослых и детей, из Белоруссии, Польши, Голландии. Сортировали, часть назначали на работы, но большинство сразу же отправляли в газовую камеру – в «баню», как она тут называлась. И в лицо людям летел черный пепел их родных.

Sobibor 02«Собибор»

Попавшего в плен под Вязьмой Сашу сюда доставили после побега из лагеря под Минском. Там уже до него были те, кто задумывал побег. Но не хватало организатора с военным опытом, или, как кто-то сказал, – своего «Моисея», чтобы вывести народ из мучительного плена. Саша сразу решил, что не даст себе умереть в лагерных издевательствах – пусть лучше застрелят при попытке к бегству. Но в его план входило, что бежать должны все. И сначала надо тайно, по одиночке ликвидировать офицеров, завладеть их оружием и пойти на прорыв. Насилие порождает только насилие. «Актер, который меня "убивал" в кадре, – комментирует актер Филипп Рейнхардт, – сказал, что это был чуть ли не лучший момент в его жизни. И я его понимаю: он не хотел, чтобы это все повторилось».

Sobibor 03«Собибор»

Константин Хабенский солидаризируется с выводом Варлама Шаламова об опыте выживания в советских лагерях: «лагерный опыт – целиком отрицательный до единой минуты. Человек становится только хуже». Эту точку зрения жестко сформулировал в фильме пятнадцатилетний Шломо (Иван Злобин): «Научили евреев убивать…».

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

«Я шагаю по Москве» отправляется в Венецию

21.08.2014

Сегодня, 21 августа в 12 часов в Москве на площадке МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция об участии России на предстоящем кинофестивале в Венеции. Напомним, что среди многочисленных событий, которые произойдут в рамках 71-ого Венецианского кинофестиваля, как минимум два события имеют непосредственное отношение к России. Первое событие – это участие в главном конкурсе фильма Андрона Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Трапицина». Второе событие – участие картины Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» в конкурсной программе Venezia Classici.