Шторм и натиск. «Черная пантера», режиссер Райан Куглер

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Продолжается прокат фэнтези «Черная пантера». Нина Цыркун – о новой порции супергеройских приключений и установлении символического афро-матриархата во вселенной Марвел.

«Черная пантера» Райана Куглера – это прежде всего политический жест; неслучайно премьера была приурочена к началу ежегодного Месячника африканской культуры. Фильм ожидали – при бюджете в 200 млн. он уже заработал больше 700 млн. Дело здесь не в появлении черного супергероя во вселенной Марвел: постепенное размывание этноцентризма белого большинства началось много десятилетий назад – благодаря чернокожим активистам и самим авторам-комиксмейкерам. Первые предприятия, выпускающие «черные» комиксы, появились вскоре после Второй мировой войны, когда  издательство с неполиткорректным по нынешним временам названием All-Negro Comics выпустило, в частности, сборник, где фигурировал чернокожий Человек-Лев – молодой ученый, выполнявший миссию в Африке по поручению ООН.

Кинокомиксы «Спаун» Марка Диппе и «Блейд» Стивена Норрингтона, успех которого повлек за собой два сиквела, ввели черный кинокомикс в мейнстрим. Кстати, именно выход на экраны «Блейда» в 1998 году обозначил начало эпохи комиксов-блокбастеров, ежегодный выпуск которых стремительно растет. Помимо общекультурных смыслов в лентах «черного» ряда прочитываются и специфические внутренние коннотации. В трилогии «Блейд», скажем, это многозначительная аллюзия на мифологию «большого белого отца», воспитавшего своего приемного чернокожего сына. Эрзац-отцом Блейда / Эрика Брукса (Уэсли Снайпс) стал Абрахам Уистлер (Крис Кристофферсон), который нашел его ребенком на улице, вырастил и настроил на борьбу с вампирами. Но сын оказался сильнее отца, и именно он спас его из плена кровососущих монстров.

В середине 60-х Стэн Ли и Джек Кирби включили в свою Фантастическую четверку Черную пантеру, чье имя затем изменилось на Черного леопарда – чтобы не путали с представителем реально существовавшей экстремистской организации, взявшей себе то же название. (Это теперь «Черные пантеры» немного выпали из новостной повестки, так что герою можно вернуть изначальное имя.) Т’Чалла / Черная Пантера постепенно приобрел черты выдающегося ученого и стал одним из соратников Тони Старка, в качестве которого, сыгранный Чэдвиком Боусменом, появился в фильме «Первый мститель. Противостояние» два года назад.

В списке чернокожих супергероев особое место заняли женщины. Характерно, что именно черная женщина – Шторм/Ороро Монро стала первой главной супергероиней комиксов. В традицию кинокомикса вошел визуальный канон темнокожей женщины, как он сложился в истории популярной культуры, трансформировавшись от аборигенки из Южной Африки – «Готтентотской Венеры» Сары Баартман с гипертрофированными этническими чертами – до изысканной французской артистки, звезды варьете «Фоли-Бержер» из штата Миссури Жозефины Бейкер – и далее к супергероине комиксов Шторм, роль которой в линейке «Людей Икс» исполняет утонченная Хэлли Берри.

«Черная пантера», трейер

В истории Шторм важно ее происхождение: по легенде, она, дочь африканской принцессы и американского журналиста, рано осиротела, странствовала, попала сначала в Фантастическую четверку, а затем была завербована Профессором Ксавье в его команду мутантов. То есть, она объединяет два мира и воплощает в себе преимущества обоих. В фильме Райана Куглера таким же образом вымышленная африканская страна Ваканда предстает сплавом новейших технологических достиженией и древних африканских традиций. И одновременно – лакомым куском для западного мира, нацелившегося, по колонизаторской привычке, выкачать из нее драгоценный металл вибраниум.

Вокруг выросшего в Америке и ставшего королем Ваканды Т’Чалла / Черной Пантеры целый хоровод чернокожих дев с разными выдающимися сверх- и просто способностями: старшая сестра, Окойе (Данай Гурира) – генерал; младшая, Шури (Летишиа Райт) «заправляет технологиями» (разрабатывает гаджеты на основе вибраниума, обеспечивающего процветание Ваканды, и создает супергеройское оснащение Черной пантеры). Анджела Бассет играет королеву-мать, а Лупита Нионго – шпионку-воительницу Накию, проникшую в замыслы злоумышленников. Помимо внешнесюжетной охоты за вибраниумом в фильме решается важнейший для будущего Ваканды вопрос: смотреть ли ей в прошлое, безоглядно почитая предков, или уйти из изоляции, впустить беженцев из окружающих бедных стран и устремиться в будущее, как того желает Шури, которой «жмет корсет» и мешают древние ритуальные «церемонии».

Black Panther 01«Черная пантера»

Американец-цэрэушник Эверетт Росс (Мартин Фримен) выглядит здесь тем самым «Пятницей», место которого в прежние времена занимал чернокожий помощник белого человека. Их объединяет общий враг – южноафриканский торговец оружием Улисс Кло. «Черная пантера» выстроила новую иерархию кинокомикса с актуальным женским лидерством и верховенством супергероя/афроамериканца. Эта конфигурация отвечает предстартовому энтузиазму и успокаивает вероятные опасения насчет экстремизма приснопамятных «черных пантер».

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький

Неотвратимость перезагрузки

Колонка главного редактора

Неотвратимость перезагрузки

22.09.2011

Одна из многих необъяснимых, но и чудесных особенностей нашей вечно неопределенной, «живой» российской Системы жизни — уклонение от достоверных знаний о самой себе. А значит, и от понимания причин происходящего — того, как один элемент целого не всегда напрямую, но косвенно, опосредованно связан с другим. Это неведение, видимо, всем удобно, оно позволяет многое делать, как говорят, «по понятиям» — закулисно, там, где на самом деле люди доверяют друг другу, и непременно в обход общих интересов.

Новости

XXIII «Окно в Европу» осталось без лучшего фильма

14.08.2015

В Выборге завершился XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу». На церемонии закрытия было вручено порядка трех десятков призов и дипломов в нескольких номинациях, включая четыре конкурсных программы. При этом, ни жюри главного конкурса «Осенние премьеры» под председательством Светланы Проскуриной, ни Гильдия кинокритиков, также оценивающая эту секцию, не смогли выбрать из предложенных картин лучшую и ограничились в первом случае Призом исполнительнице главной роли в одной из картин Ирине Купченко, а во втором - поощрительным дипломом режиссеру-дебютанту Дарье Полторацкой.