О журнале

Журнал «Искусство кино» издается с января 1931 года. Сегодня – это единственный в России ежемесячный искусствоведческий аналитический журнал. В каждом номере «Искусства кино» печатаются от 25 до 30 публикаций по актуальным проблемам теории и истории российского и мирового кинематографа, телевидения, анализ художественной практики всех видов искусства, философские работы, редкие архивные материалы, обзоры крупнейших фестивалей, мемуары выдающихся деятелей культуры, русская и зарубежная кинопроза (16 сценариев в год).

В 2009 году торговая марка «Искусство кино» зарегистрирована Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и торговым маркам (РОСПАТЕНТ), а мировые права – во Всемирной организации интеллектуальной собственности в Женеве.

Редакция журнала «Искусство кино»

(*соответствует редакционному составу лета 2017 г.)

Главный редактор Антон Долин
Заместители главного редактора – Нина Зархи, Зара Абдуллаева
Исполнительный директор Елена Левченко (Карташова)
Ответственный секретарь Лариса Калгатина
Редакторы – Нина Цыркун, Елена Стишова
Специальный корреспондент Лев Карахан
Верстка Галина Зайцева
Фоторедактор Елена Плоткина
Корректоры Евгений Аввакумов, Татьяна Фирсова
Секретарь редакции Анна Закревская

Автор макета Сергей Андриевич

Шеф-редактор сайта kinoart.ru Евгений Майзель
Техподдержка Дмитрий Шубин

Научный Совет журнала:

З.Абдуллаева, к.иск., Ю.Богомолов, к.иск., А.Голубовский, к.иск., И.Гращенкова, д.иск., Л.Гудков, д.филос.н., Д.Дондурей, к.филос.н., А.Качкаева, к.филол.н., С.Медведев, к.ист.н., С.Муратов, д.филол.н., А.Плахов, к.иск., И.Полуэхтова, д.соц.н., О.Рейзен, д.иск., И.Рубанова, к.иск., М.Теракопян, к.иск., М.Туровская, д.иск., Н.Цыркун, к.филос.н., С.Экштут, д.ист.н.

История

В «Кинословаре» упомянуто, что: «В Москве с ноября 1929 по декабрь 1930 года вместо журнала «Советский экран» издавался журнал «Кино и жизнь», в 1931—1932 он уже в качестве теоретического стал называться «Пролетарское кино», позднее, в 1933—1935 годах — «Советское кино», а с января 1936 — «Искусство кино» (с перерывом: июль 1941 — октябрь 1945)».

В январе 1931 года выходит первый номер журнала под названием «Пролетарское кино», а непосредственно в качестве «Искусство кино» он появился в январе 1936 года. В то время активно обсуждались проект российского Голливуда, проблемы воспитания массового зрителя, создания сценариев и обучения сценаристов. Среди его авторов В. Шкловский, Вс. Пудовкин, Б. Балаш, С. Эйзенштейн.

С 1950 по 1957 год «Искусство кино», обозначался как «толстый» журнал, но был тонким, выходил раз в два месяца и представлял собой идеальный образец советского идеологического дискурса.

После ХХ съезда, как и все другие издания, журнал сменил направление. Передовица первого номера «Искусство кино» за 1957 год содержала слова: «Хочется, чтобы наш журнал был бы не ракордом, а больше походил на фильм… Начнут его читать только тогда, когда мы будем говорить о самом главном — об искусстве кино». С этого момента «Искусство кино» становится национальным штабом кинокритики и, что важно, молодой (позже ее назовут «шестидесятнической»).

В 60-е журнал объединял таких критиков, как Л. Аннинский, С. Рассадин, В. Кардин, А. Свободин, К. Щербаков, И. Соловьева, В. Шитова. В журнале публиковались рецензии Б. Слуцкого, В. Демина, Н. Зоркой, М. Туровской, Ю. Ханютина, сценарии Е. Евтушенко. Они доказали, что критика — творчество или — сотворчество. 70-е применительно к журналу «Искусство кино» маркируются, как «эра Суркова». Евгений Данилович — знаковая фигура для кинокритики и советской интеллигенции тех лет.

Возглавляемый Сурковым, «Искусство кино» нередко содержал материалы, написанные на языке советского официоза. Это служило справкой о благонадежности, подтверждением верности и постоянной готовности говорить «с вами по-вашему». Но это была плата за публикацию материалов такого уровня, как новелла «Белый день» (из которой возникло «Зеркало»), сценарий «Гофманиана» А. Тарковского, «Книга стихов» Юрия Левитанского. В этот период на страницах журнала появляются такие имена, как Ю. Богомолов, В. Кичин, А. Плахов, М. Швыдкой, А.Гербер.

Авторитет «Искусство кино», развернутого во второй половине 80-х годов к актуальным проблемам общественности и кинематографической жизни, был заслуженно высоким. Только появление текста в «Искусство кино» легитимировало имя критика. В те годы это было живое, открытое, ищущее издание с принципиальной позицией.

«Искусство кино» неизменно сохраняет серьезную критическую планку. Под черной обложкой журнала 90-х содержались тексты Н. Сиривли, О. Аронсона, Е. Стишовой, И. Манцова, З. Абдуллаевой, А. Зархи, Е. Марголита, Л. Карахана и Д. Дондурея — с 1993 года главного редактора «Искусство кино».

В 2009-2010 годах журнал пережил два переезда, имея за плечами почти пятидесятилетнюю историю на ул. Усиевича. «Искусство кино» продолжает выходить ежемесячно, развиваясь в нескольких направлениях.

Информация для научных работников

Публикации в «Искусство кино» для Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и образования (ВАК) уже многие десятилетия являются основанием для присуждения кандидатских и докторских степеней по искусствоведческим и филологическим наукам.

Работа на фестивалях

Сотрудники журнала многие годы консультируют арт-директоров ведущих мировых киносмотров по селекции российских фильмов для конкурсных программ и одновременно анализируют участников международных и отечественных фестивалей для профессиональных читателей.

Журнал «Искусство кино» входит в небольшой список изданий, которые ежегодно приглашаются на крупнейшие кинофестивали мира — в Канн, Венецию, Берлин, Роттердам, Локарно, Сан-Себастьян, Карловы Вары, Турин, Оберхаузен и другие.

Материалы о телевидении

Более десяти лет журнал печатает результаты аналитических работ о телевидении. Здесь каждый месяц осуществляется контент-анализ воздействия ТВ на все сферы жизни в нашей стране. Но в первую очередь оценивается качество фильмов, сериалов и т.д. – не менее 50 материалов в год.

Интернет-версия

С 1997 года существует Интернет-версия журнала и собственный сайт www.kinoart.ru. Читатели, не имеющие возможности получать печатный вариант журнала, могут ознакомиться с текстами на сайте. Кроме того, на сайте представлены и собственные материалы kinoart.ru (см., в частности, разделы Блоги и Новости).

Волны те

Блоги

Волны те

Вячеслав Курицын

Вячеслав Курицын о двух прошлогодних вариациях на тему «Сталкера» – театральной постановке Алексея Янковского (одноименный спектакль в екатеринбургском театре «Волхонка») и кинематографической версии Алексея Балабанова (х.ф. «Я тоже хочу»).

Клинт Иствуд. Побег из реальности. Мастер-класс на Каннском кинофестивале

№4, апрель

Клинт Иствуд. Побег из реальности. Мастер-класс на Каннском кинофестивале

На кинофестивале в Канне показали отреставрированную версию «Непрощенного» Клинта Иствуда. К показу приурочили мастер-класс восьмидесятисемилетнего классика. Ведущий — критик LA Times Кеннет Туран.

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.

Новости

«Белые столбы – 2017» опубликовали программу

21.02.2017

Фестиваль архивного кино, ежегодно организуемый Госфильмофондом РФ, в этом году пройдет с 27 февраля по 4 марта 2017 года. Традиционное место проведения фестиваля – Белые столбы (Домодедово, Московская область). Ниже полностью републикуем программу и расписание кинофестиваля.