1931-й

Год рождения — 1931. Так записано в «метрике» журнала, и вроде бы ничего значительного в этой дате. Очередной год советской власти. Тем не менее есть свой особый смысл в неприметном на первый взгляд историческом моменте. Ниже мы публикуем материал, который дает возможность представить социокультурный и политический контекст в год учреждения журнала «Пролетарское кино» («Искусство кино»).

Этот год теснейшим образом связан с эпохой зарождения социалистической фундаментологии, в том числе «мифологической школы» в кино. Сегодня, когда оптика уже во многом избавлена от фильтров «господствующей идеологии», вглядеться без гнева и пристрастия в наше начало тем интереснее, что уроки прошлого мы едва ли выучили в полном объеме.

Кино на фоне…

В январе 1931 года выходит первый номер нового журнала «Пролетарское кино», в передовой статье которого подчеркивается необходимость решительной перестройки всех областей кинематографической работы: «Кинематография — могучее средство культурной работы, вместе с тем она — отрасль хозяйства, промышленности, техники. Поэтому журнал наш не ограничивает свою программу вопросами идейно-творческого порядка. Вопросы организационные, технические, экономические также должны найти свое место на его страницах. Нужно лишь помнить, что они — не самоцель, что правильное разрешение их будет найдено только в том случае, если все будет рассматриваться в свете задач социалистической реконструкции, т.е. на основе определенной политической линии».

Происходившая в стране «социалистическая реконструкция» не прошла для кинематографа бесследно. С февраля 1930 года кино находилось в ведомстве ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства) СССР, в системе которого было образовано объединение Союзкино. Номинально — для развития кинопромышленности, фактически же для полной централизации управления кино.

В октябре 1930 года Сталин меняет руководство Союзкино: вместо осужденного за «правооппортунистические взгляды» М.Рютина председателем правления назначается Б.Шумяцкий. Весь 1931 год проходит под знаком усиленного внимания партии к «реконструкции» кинематографии.

Еще в 1928 году на I Всесоюзном партийном совещании по кино перед кинематографистами была поставлена вполне определенная задача: «Кино должно быть орудием пролетариата в его борьбе за гегемонию, руководство и влияние в отношении других классов». К началу 1931 года во всех киноорганизациях, в том числе и в АРРК, прошла так называемая «чистка». К этому времени образованная в 1924 году по инициативе группы кинематографистов и литераторов Ассоциация революционной кинематографии (с 1929 года — Ассоциация работников революционной кинематографии) превратилась в аналог РАПП — Российской ассоциации пролетарских писателей. Как и РАПП, АРРК исправно следовала генеральной линии партии по искоренению «враждебных идеологических тенденций», главной из которых считался формализм. Принятые АРРК постановления существенно влияли на судьбу любого фильма или кинематографиста.

Политическая оценка становится главной при решении о выпуске фильма в прокат, определяет критические мнения. В декабре газета «Кино» констатирует печальную статистику: из 144 полнометражных художественных и агитпропфильмов с 1 января по 15 сентября 1931 года разрешено к выпуску 95 картин. 29 из 95 были направлены на переделку и исправление. Лишь 40 фильмов из 144 благополучно попали в прокат1.

Ярким примером того, как и за что запрещались картины, является история с фильмом «Никита Иванович и социализм», первой работой в кино режиссера Игоря Савченко. Сатирическая эксцентриада о кулаке, борющемся с колхозным строем, вначале была расценена как новаторская и актуальная, но затем руководство АРРК обвинило авторов в «дискредитации идеи коллективизации», после чего картина была запрещена Главреперткомом.

Резкой критике за формализм и натурализм подвергся фильм В.Пудовкина по сценарию А.Ржешевского «Очень хорошо живется» («Простой случай»), запрещенный Главреперткомом для показа за границей. Как «обобщающая вредительское руководство соцстроительством» была запрещена комедия А.Медведкина «Дурень, ты дурень!», как «компрометирующая тематику соцсоревнования» — картина М.Геловани «Дело доблести», а лента И.Перестиани «Свет и тени» не устраивала власть как «неправильно отражающая сущность классовой борьбы в деревне».

В газете «Кино» «неудачи» советской кинематографии объяснялись следующим образом: «Основной недостаток нашей продукции заключается в том, что авторы картин обнаруживают полное неумение показать эпоху «через человека». Большие полнометражные фильмы ограничиваются показом производства, машин, станков, процессов производства. Человек остается в стороне. Герой наших фильмов — рабочий, ударник, комсомолец — не имеет своего лица… нет в кинематографе мастеров, которые, с одной стороны, владели бы методом диалектического материализма, а с другой — обладали бы способностью найти те формы, которые необходимы новому содержанию».

Для советского кино 1931 год обозначил рубеж между авторским, авангардистским кинематографом 20-х и новым киноискусством советской модели, подпадающим под понятие «кино тоталитарной эпохи». И хотя ведущие мастера прежней кинематографической школы продолжали работать (Б.Барнет в 1931 году начал снимать свой лучший фильм «Окраина»), им на смену уже пришло другое поколение, которое и превратило кино в важнейшее из искусств.

Календарь

Вышел первый номер журнала АРРК «Пролетарское кино» (позднее «Советское кино» и в дальнейшем «Искусство кино»).
1.01. Пуск завода Ростсельмаш в Ростове-на-Дону.
4.01. Выпуск документального звукового фильма «13 дней» («Дело Промпартии»), реж. Я.Посельский.

10.01. Обсуждение в АРРК фильма В.Пудовкина «Простой случай».
12.01.Вышел первый номер газеты «Советское искусство».
16.01. Открытие IX съезда ВЛКСМ.
23-25. 01. Совещание директоров предприятий и творческих работников, посвященное реконструкции советской кинематографии.
28.01. Выпуск фильма «Право отцов» (реж. В.Строева). Фильм не сохранился.
4.02. Постановление Моссовета о порядке снабжения трудового населения керосином (только по регистрационным книжкам и не более восьми литров на каждую покупку).

9.02. Торжественное открытие Центральной фабрики Союзкино на Потылихе.
Постановление об организации Государственного объединения музыки, эстрады и цирка.
13.02. Постановление об организации Комиссий исполнения при СНК союзных и автономных республик «для борьбы с вредителями и оппортунистами на местах».

14.02. Выпуск фильма «Развод» (реж. Г.Макаров).
20.02. Постановление об организации производственно-товарищеских судов в государственных учреждениях.
Начало реформы алфавита (для последующей его русификации) среди тюркско-татарских и других народов РСФСР.
Выпуск фильмов «За фронтом фронт» (реж. Я.Блиох) и «Червонцы» (реж. П.Чардынин, М.Шор). Фильмы не сохранились.

 

27.02. Начало дискуссии о фильме Д.Вертова «Симфония Донбасса» в газете «Кино».
«Ни один актер не мог передать и доли того истинного пафоса, который несли в себе эти герои» (С.Лисицкая, художница, литератор).
1.03. Начало судебного процесса по делу Союзного бюро ЦК РСДРП.
7.03. Диспут в ГИКе на тему «Творческий метод в пролетарском кино».
11.03. Постановление ЦК ВКП(б) «О плакатной литературе».
20.03. Диспут в АРРК о роли актера в звуковом и немом кино.
21.03. Выпуск фильма «Суд должен продолжаться» (реж. Е.Дзиган).
24.03. Открытие Всесоюзного производственного совещания сценаристов.
1.04. Выпуск фильма «Сорок сердец» (реж. Л.Кулешов).
3.04. Открытие в Публичной библиотеке выставки, посвященной 65-летию М.Горького.
5.04. Открытие I Всесоюзной конференции по планированию научно-исследовательской работы в области кино.

14.04. Открытие выставки «Маяковский и кино». Первая посмертная выставка поэта.

29.04. Начало движения ударничества.
Трансляция в Москве первой телевизионной передачи.
Апрель. Начало работы экспериментальной группы по цветному кино на «Межрабпомфильме».
3.05. Постановление об образовании Комиссии содействия ученым.
13.05. Постановление «О питомнике И.В.Мичурина» для широкого распространения его достижений.

 

14.05. Приезд из Италии М.Горького.
«Защитники капиталистического строя, конечно, знают, что рабочий класс Союза Советов живет в состоянии войны с недобитым врагом внутри своей страны и что война есть террор. Недобитый враг внутри страны Союза Советов — это верный друг и пособник врагу вне ее. Это — сознательный вредитель, предатель, клеветник и наушник, это — человек, который изображает советскую действительность заведомо ложно…» (из статьи М. Горького, опубликованной в «Правде» 1 мая 1931 года).
18.05. Нота Финляндии правительству СССР в связи с высылкой финского населения из Ленинградской области.
Выпуск фильмов «Земля жаждет» (реж. Ю.Райзман) и «Тихий Дон» (реж. О.Преображенская и И.Правов).

1.06. Выпуск фильма «Путевка в жизнь» (реж. Н.Экк).
7.06. Утверждение в ВСНХ плана по развертыванию производства кинопленки, киносъемочной и проекционной аппаратуры.
10.06. Постановление о втором выпуске государственного займа «Пятилетка в четыре года».
20.06. Выпуск фильма «Ледолом» (реж. Б.Барнет).

24.06. Выпуск фильма «Огонь» (реж. М.Донской). Фильм не сохранился.
Июнь. Первый выпуск инженеров звукового кино в ЛИКИ.
1.07. Приказ Союзкино о выделении сектора хроники из состава Московской кинофабрики в самостоятельное предприятие — Всесоюзную фабрику кинохроники («Союзкинохроника»).
10.07. Выпуск фильма «Государственный чиновник» (реж. И.Пырьев).
10.07. Обсуждение в АРРК короткометражных комедий А.Медведкина.

 

15.07. Распоряжение ГРК о запрещении картины А.Медведкина «Дурень, ты дурень!» .
16.07. Выпуск фильма «Гегемон» (реж. Н.Шпиковский).

21.07. Приезд в Москву Бернарда Шоу.
1.08. Демонстрация цветного фильма «Праздник труда», снятого под руководством Н.Анощенко, на открытии кинотеатра «Востоккино».
15.08. Постановление ЦК ВКП(б) «Об издательской работе» (создание Партиздата).
16.08. Выпуск фильма «Человек из местечка» (реж. Г.Рошаль). Фильм не сохранился.

23.08. Выпуск фильма А.Зархи и И.Хейфица «Ветер в лицо». Фильм не сохранился.
3.09. Встреча в ВОКСе советских киноработников с американским кинорежиссером Сесилем Де Миллем.
9.09. Обсуждение в АРРК фильма А.Маковского и И.Савченко «Никита Иванович и социализм».
«Издевательство и поклеп соперничают друг с другом… Что фильм этот должен быть изъят — вполне ясно. Но этого мало. Надо еще вытащить «душевных бедняков», которые картину эту создали» («Вечерняя Москва», 5 ноября 1931 года).
10.09. Начало работы Всесоюзного комитета по радиовещанию.
16.09. Выпуск фильма «Разгром» по роману А.Фадеева (реж. Н.Береснев).
20.09. Публикация в «Правде» редакционной статьи «Великий немой или слепой» с обзором деятельности газеты «Кино».
Сентябрь. Совещание в ЦК ВКП(б) по проблеме создания «кинофабрики на колесах» (кинопоезда).
1.10. Выпуск первого трактора на Харьковском тракторном заводе.
Пуск в строй фабрики кинопленки в Шостке.
Выпуск первого номера киножурнала «Наука и техника».
Распоряжение ГРК о запрещении фильма М.Геловани «Дело доблести».
Создание Управления кинофикации в составе Союзкино.
10.10. Постановление ЦК ВКП(б) об издании «Истории заводов» по инициативе М.Горького.

11.10. Выпуск фильма «Одна» (реж. Г.Козинцев и Л.Трауберг).

12.10. Совещание по вопросу о реорганизации издательства «Academia». Назначение М.Горького председателем редколлегии издательства.
1.11. Выпуск фильма «Томми» (реж. Я.Протазанов).
3.11. Постановление о создании Института Маркса — Энгельса — Ленина (ИМЭЛ) при ЦК ВКП(б).
6.11. Выпуск фильма «Златые горы» (реж. С.Юткевич).

 

7.11. Открытие в Москве кинотеатра «Ударник».
13.11. Выпуск фильма «Ануш» (реж. И.Перестиани).
29-30.11. Совещание о мерах борьбы за пролетарские кадры в кинематографии.
Ноябрь. Выпуск первого номера киножурнала «Пионерия» (реж. А.Ованесова).
1.12. Выпуск фильма «Шторм» (реж. Г.Левкоев).
5.12. Взрыв храма Христа Спасителя в Москве.
8.12. Постановление ЦК ВКП(б) о перестройке работы Союзкино и новых задачах советской кинематографии.

10.12. Пуск Магнитогорского металлургического завода.

14.12. Публикация в «Правде» передовой «На большевистские рельсы».
«Наше кино должно, может, даст стране десятки и сотни произведений искусства, достойных великой эпохи борьбы за окончательную победу социализма!»
26.12. Распоряжение ГРК о запрещении фильма «Будь готов» («Ребята помогли», реж. Г.Макаров). Фильм не сохранился.
31.12. Распоряжение ГРК о запрещении фильма «Свет и тени» (реж. И.Перестиани). Фильм не сохранился.

Материал подготовлен на основе иследования «Кинопроцесс 1917 — 1990», проведенного в НИИ киноискусства группой научных сотрудников под руководством доктора искусствоведения М.И.Туровской.

1В 1931 году на экраны было выпущено 76 полнометражных художественных фильмов. Из них 31 — производства 1931 года (25 немых и 6 звуковых), 42 — производства 1930 года и 3 — производства 1929 года. Общее число кинозрителей составило в 1931 году 748 тысяч человек.