Пиар для душегуба. «Сталин с нами», режиссер Владимир Чернышев

В Интернете я не обнаружила страстных отповедей в адрес сериала «Сталин с нами» и его автора Владимира Чернышева (НТВ). Удивилась, но ненадолго. Нормальная реакция СМИ в ситуации перенасыщенности – сталинский контент просто зашкаливал в дни шестидесятилетия со дня смерти «вождя и учителя». На каждый чих не наздравствуешься. Рецензировать откровенно заказной, пропагандистский продукт под названием «Сталин с нами» – на такое по велению сердца сподвигнутся разве что публицисты-патриоты из «Литературки».

Но даже они, мне кажется, не отважатся принять на голубом глазу фальшак, выдаваемый Чернышевым за новую концепцию на основе разысканий доктора исторических наук Юрия Жукова. (И действительно, «ЛГ» поступила более чем осторожно, опубликовав – 2013, № 9 – скромный читательский отклик.)

С подачи вышеназванного архивиста Сталин предстает убежденным демократом, к середине 30-х годов созревшим для проведения альтернативных выборов (!) в директивные органы партии. Его инициативу дружно заблокировали партруководители на местах. Они забросали генсека списками рвущейся к власти скрытой контры (особенно усердствовал – согласно Жукову – Никита Хрущев, в то время лидер коммунистов Украины). Мол, альтернативные выборы реально могут привести к перевороту, если открыть дорогу во власть потенциальным «врагам народа». Как демократ в законе Сталин вынужден был подчиниться партийной дисциплине, да и не было у него оснований не верить или не доверять своим соратникам. Вот, оказывается, где завязь того процесса, каковой вошел в историю как «сталинские репрессии». Свита переиграла доверчивого короля, заставила-таки благонамеренного кремлевского горца стать кровавым тираном.

Короче, «концепцию» сериала впору рассказывать как анекдот. Или розыгрыш – для тех, кто хоть что-то знает про историю прихода Сталина к власти, про XVII съезд ВКП(б), «съезд победителей», где Сталин одержал триумфальную победу, а выбравшие его лидером партии делегаты съезда в большинстве попали в расстрельные списки НКВД. Чернышев вкупе с Жуковым небрежным жестом отменили все, что наработала историография по теме «Сталин» за последние шестьдесят лет.

Сериал представлен как документально-художественный проект. «Документальное» – это монтаж старых фотографий и съемки общих планов Гори, Тбилиси, Баку, сибирских просторов – мест, где родился и учился в духовной семинарии Сосо Джугашвили, где оставил весьма противоречивую и полностью растворенную в мифе память о своих подвигах во имя революции. Но важнейшие для создателей фильма акценты сконцентрированы в авторском тексте Чернышева, который он сам озвучивает в кадре и за кадром. «Художественное» – это, очевидно, игровые и анимационные фрагменты, иллюстрирующие, по замыслу создателей сериала, ключевые моменты из жизни Сталина, его борьбу с оппортунистами и отступниками. На роль протагониста приглашен актер, ни фактурно, ни стилистически не попадающий в сложившуюся иконографию многажды сыгранного – порой большими артистами – вождя народов. Возможно, это часть амбициозной авторской концепции, согласно которой до сих пор Сталина изображали, пользуясь исключительно черно-белыми контрастами. В этом фильме, обещает Чернышев в прологе, он предстанет, «каким он был на самом деле».

stalin3
«Сталин с нами»

«Все, что необходимо знать о Сталине, о его окружении, мы все знаем» – реплику крупного историка Андрея Сахарова я услышала по радио «Эхо Москвы» буквально через несколько дней после просмотра. Андрей Сахаров и директор Госархива России Сергей Мироненко в прямом эфире говорили о причинах живучести сталинского мифа в русском народе. Вопрос этот не впервые возникает, в ответах и объяснениях недостатка нет – мы в них просто тонем. Тем не менее сегодня вопрос вновь актуализирован, чего не наблюдалось десять лет назад, в пятидесятую годовщину смерти Сталина. (Обозреватель «Московских новостей» Аркадий Дубнов поднял газетный архив и убедился, что в 2003 году эту дату практически не заметили.) Сахаров дал свое толкование новой ситуации: «Сталин сегодня фигура электоральная». И, по сути, закрыл тему. Дальше могут быть разве что комменты.

Можно ретроспективно развернуть сюжет и проследить за его приключениями на разных исторических дистанциях. Легко увидеть, что место Сталина в коллективном сознании – величина непостоянная. Чем хуже живет народ – тем больше Сталина. Эта динамика тоже понятна, изучена со всех сторон историками, социопсихологами и другими. Откровений ждать не приходится. И все-таки высвечиваются новые обертоны. Да такие, что впору прийти в отчаяние.

Здесь и сейчас, на двадцать первом году постсоветской эпохи, созрела социальная почва для появления левоэкстремистского проекта «Сталин с нами». Абсолютный симптом архаизации массового сознания, которое сегодня легко ведется на нелепицы и небылицы. Наш народ всегда плохо знал историю своей страны, а новое, постсоветское поколение вообще как белый лист бумаги. Еще не факт, что молодую аудиторию привлечет чернышевский проект, однако и среди юношей, обдумывающих житье, есть прослойка, поддающаяся идеологической обработке. На нее и делается ставка. Ублажить ветхое поколение – тоже не последняя задача. Ведь старики – электоральная опора власти, с ними надо заигрывать. Президент Путин наехал на коммунальщиков и строго указал на недопустимость роста тарифов ЖКХ – уже морально легче, коли власть заметила безобразие. Барин все рассудит… И нет нужды, что риторика и практика испокон государственности существуют параллельно.

…В разгар оммажа душегубу – столь масштабного пиара Сталин при жизни не имел – в «Московских новостях» 4 марта появился текст политолога Сергея Маркова. О «великом и ужасном» – ни слова. О сериале «Сталин с нами» – ни полслова. Тем не менее программный документ, анализирующий два предыдущих президентcких срока Путина плюс прошедший год третьего срока, исчерпывающе объясняет – поверх задачи автора – причины и смысл появления подобных «артефактов». «Главный итог первого года третьего срока Владимира Путина, – считает Марков, – его ценностный выбор в пользу морального большинства». МБ – так политолог маркирует большинство в стране, каковое и голосовало за Путина. «Таким образом, – продолжает автор, – сделан важный политический выбор… Это выбор в пользу традиционных ценностей».

Тут начинается отдельный сюжет. Традиционные ценности – не только «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». В ареал «традиционных ценностей» входит много чего, связанного с «национальными особенностями», в частности такая вещь, как отношение к главе государства. Активное меньшинство (АК) за то, чтобы в России относились к президенту по-европейски – как к наемному менеджеру. МБ, напротив, упорно желает видеть в нем «отца родного» – отца нации. Путин, по мысли С.Маркова, опирается на позицию морального большинства российского народа и «тем самым делает это бывшее молчаливое большинство правящим».

А теперь – окончательный монтаж. Последняя склейка. «Самая страшная диктатура – это диктатура "простого народа", жаждущего социального реванша» (Андрей Сахаров. Радио «Эхо Москвы». Записано на слух 4.03.13).


«Сталин с нами»
Автор сценария, режиссер Владимир Чернышев
НТВ
Россия
2013

Игра теней. «Тень позади луны», режиссер Чжун Роблес Лана

Блоги

Игра теней. «Тень позади луны», режиссер Чжун Роблес Лана

Инна Кушнарева

На прошедшем во Владивостоке фестивале XIII-ом международном фестивале «Меридианы Тихого» своего рода сенсацией стал фильм филиппинского режиссера Чжуна Роблеса Ланы «Тень позади луны», собравший больше всего призов. Секрет его обаяния объясняет Инна Кушнарева. 

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький

Новости

В Москве открывается 12-й фестиваль немецкого кино

04.12.2013

С 5 по 10 декабря в кинотеатре 35mm пройдет 12-й Фестиваль немецкого кино. Среди российских премьер фестиваля: историческая драма «Запад» Кристиана Швохова; биографическая драма «Ханна Ардент» Маргарете фон Тротта с музой режиссера, актрисой Барбарой Зуковой в главной роли; дебют Фрауке Финстервальдера «Темный мир»; «Источники жизни» Оскара Рёлера; два фильма со знаменитым актером Ульрихом Тукуром – «Хьюстон» Бастиана Гюнтера и «Exit на Марракеш» Каролине Линк, обладательницы премии «Оскар», комедия «Поможем расстаться» Маттиаса Швайгхёфера.