Амурская осень 2015. Под знаком человеколюбия

  • Блоги
  • Евгений Майзель

В сентябре в Благовещенске состоялся ХIII Отечественный фестиваль кино и театра «Амурская осень». Изучив фильмы-лауреаты конкурсной программы, Евгений Майзель обнаружил в них нешуточные запасы гуманизма.


amurfest-logoКинопрограмма «Амурской осени» в этом году получилась пестрой и неровной, но в то же время яркой и живой, с участием нескольких бесспорно выдающихся и безусловно заслуживающих внимания премьер. В конкурс полнометражных фильмов вошла добрая дюжина новых российских картин в диапазоне от неприхотливых проектов среднего телевизионного уровня до изысканного и высоколобого фестивального кино (см., например, «Ангелы революции» Алексея Федорченко, «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой и др.). Впрочем, как показало распределение призов, это последнее не пользовалось у жюри под председательством Дмитрия Астрахана особенным успехом.

amurskaya osen 2«Пионеры-герои»

Гран-при и приз за лучшую операторскую работу, проделанную Петром Духовским, жюри вручило картине «С пяти до семи» режиссера Владимира Щеголькова – создателя кучи криминальных, милицейских, авантюрных фильмов и телесериалов, включая как минимум одну экранизацию Донцовой, на сей раз выпустившего что-то вроде романтического love story (в ролях Александр Ильин мл. и Дарья Мельникова). Совпадение названия со знаменитым «Клео от 5 до 7» Аньес Варды (о певице, узнавшей, что у нее рак) совершенно случайно.

Лучшим дебютом жюри признало «Государственных детей» якутского режиссера Александра Лукина, снятых к 70-летию Победы. Этот фильм хорошо смотрелся бы в конкурсе «Окна в Европу» 2015 года, как увидели и оценили его члены жюри, – поскольку «Дети» тоже актуализируют проблему непрофессионализма, если вдуматься, далеко не тривиальную. Как писать о таких фильмах честно, содержательно и в то же время без использования эпитета «чудовищный»? Историческая постановка о депортированных детях и их становлении в детском доме сыграна, снята, записана настолько своеобразно (здесь бы пригодился нежелательный эпитет), что просмотр быстро прерывается, зачеркнуто, превращается в поиск неочевидного ракурса, под которым картина стала бы смотрибельна. Занятие несколько мучительное: пытаться примирить зрелище, вопиющее о собственной если не фальши, то условности и, вероятно, непредумышленном следовании нормам b-movies, с уважением к почтенной исторической основе, к невымышленному драматизму описываемых событий.

Дети, их судьбы и травмы оказались одним из важных метасюжетов конкурса и ярким маркером его, грубо выражаясь, гуманистической направленности. Психические конфигурации экс-пионеров Кудряшовой, практики инициаций детдомовцев Лукина были подхвачены вниманием к социальному и юридическому статусу младенца. Приз за лучшую мужскую роль был присужден Алексею Гуськову, сыгравшему инспектора рыбнадзора Трофима в «Находке» – экранизации повести культового в позднесоветские годы Владимира Тендрякова, снятой режиссером (и автором сценария) Виктором Дементом. В результате непредвиденного экзистенциального приключения в тайге ревностный ловец браконьеров вот-вот станет не менее ревностным и, пожалуй, еще более озлобленным защитником прав брошенного ребенка, народным мстителем в условиях таежного соцреализма, ангелом-истребителем ювенальной юстиции.

amurskaya osen 3«Находка»

Гуманизм с кулаками сменяется на гуманизм с широко закрытыми глазами в оммаже нашей соотечественнице, способной и пожалеть, и полюбить несчастного (с уважением, правда, дело обстоит гораздо хуже), снятом режиссером Александром Коттом вместе с уже упоминавшимся оператором Петром Духовским. В их нежном и трагичном «Инсайте» счастливым объектом и одновременно жертвой такой роковой страсти становится внезапно ослепший герой Александра Яценко, а роковую любовь – медсестру с символичным именем Надежда – сыграла Агриппина Стеклова, признаннная на «Амурской осени» лучшей актрисой.

amurskaya osen 4«Инсайт»

Как герой Яценко, подобно эмбриону в материнском чреве, жил в вымышленном мире, придуманном для него Надеждой, так и прошлое протагониста психотриллера «Клинч» режиссера-дебютанта Сергея Пускепалиса может оказаться в существенной степени фальсифицированным и облагороженным в своей официальной версии. По крайней мере, такое туманное подозрение закрадывается у зрителя на первых минутах картины, увезшей из Благовещенска приз за лучшую режиссуру. Начинается она с того, что заслуженный учитель литературы (нервный, униженный и пьющий человек, сыгранный Алексеем Серебряковым) возвращается из школы домой. По дороге его нагоняет девушка, бывшая ученица, похожая на валютных проституток из перестроечных фильмов, и долго троллит препода, то ли шантажируя его, то ли имитируя шантаж (в таких тонких вопросах не всегда легко разобраться). Учитель в ответ сильно нервничает и пытается закопать девушкину голову в песок, другими словами, утопить бывшую ученицу в куче строительного песка. Все это происходит примерно в первые пятнадцать минут, но дальше темпы развития событий, поверьте, снижены не будут. Не исключено, что «Клинч» имеет важное воспитательное значение в линейке русских духовных фильмов еще и потому, что пополняет список ролей Серебрякова, в которых тот пьет водку.

Но даже употребляющий Серебряков – невинное дитя по сравнению с протагонистом экзистенциальной алко-драмы режиссера Михаила Косырева-Нестерова «Поездка к матери», запившим беспробудно, беспросветно, до потери сознания и пульса. Это тоже фильм о детях, об их глубокой связи с родителями. В ходе делириумной и эстетски снятой (оператором Олегом Лукичевым) «Поездки» молодой россиянин (Артем Алексеев) встречается с семьей, живущей в благополучной провинциальной Франции. Трагические события, которые я здесь не уполномочен разглашать, запускают процесс одичания и распада личности, увенчанный знаменитым «дебошом а ля рюсс». Роль сестры убедительно сыграла знаменитая Адель Экзаркопулос, подтвердив свой профессиональный класс, роль матери замечательно озвучила великая Маргарита Терехова, после тяжелой болезни практически оставившая сцену. Фильм, претендующий на статус культового в среде соответствующих фанатов и поклонников, был отмечен призом президента фестиваля Сергея Новожилова.

amurskaya osen 5«Поездка к матери»

Наконец, приз зрительских симпатий был вручен «Единичке» Кирилла Белевича, утверждающей неразрывную связь человеческого достоинства с заботой о малых сих, непременной даже в экстремальнейших условиях. Экранизация повести писателя-фронтовика Александра Николаева «Мы все, не считая детей» – это история о том, как Красная армия и лично ее командиры (Андрей Мерзликин, Илья Коробко) успешно совместили военный долг с человеческим отношением к женщинам и детям на оккупированных польских территориях. В отличие от типичной «патриотической» продукции, посвящаемой последние годы Великой отечественной и густо пропитанной неиллюзорной ненавистью, неудовлетворенным реваншизмом, безответственным бахвальством, «Единичка» – на удивление (и на радость) сдержанное, интеллигентное, человеколюбивое и не фашизоидное кино. Впрочем, как я уже упоминал, подчеркнуто высокие гуманистические стандарты, пусть и не всегда сопровождаемые эквивалентными им художественными, были характерны для всего конкурса «Амурской осени» этого года.

Постсоветский авангардизм: проблема адресата. Перипетии сегодняшнего левого искусства в политическом контексте

№3, март

Постсоветский авангардизм: проблема адресата. Перипетии сегодняшнего левого искусства в политическом контексте

Егор Софронов

Дискурс современного искусства остается одним из немногих в публичном пространстве, открытых к оппозиционным – левым точкам зрения. Это безусловный плюс, который, даже будучи поколеблен критикой экономической поддержки этого дискурса, не может быть отвергнут, особенно в нынешнем политическом состоянии России, зажатой в тиски правой диктатуры.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.