Артдокфест-2015. Воины

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

В третьем артдокфестовском репортаже Зары Абдуллаевой – «Чечен» Беаты Бубенец из конкурсной программы и «Продукты» Натальи Касьяновой из секции «Среда».

artdocfest-logo

Курсовая работа «Продукты» Натальи Касьяновой (мастерская Марины Разбежкиной и Михаила Угарова) отобрана в программу «Среда». Но вполне могла быть и в конкурсе. По крайней мере, одно обстоятельство выделяет эту работу среди других «наблюдений» за нашими соотечественниками в глубинке. На сей раз – в деревне близ, кажется, Владимира. Это обстоятельство связано со вторым планом скромной, на первый взгляд, картины, в которой вроде бы «нового нет ничего». Разве не видали мы унылейшую фактуру старых поношенных сельских жителей и неласковой зимней природы? Сколько раз документалисты снимали магазин, продуктовую лавку как «соборную площадь», где встречаются, расслабляются соседи, обмениваются новостями, шутят, отогреваются. Или – берут хлеб, макароны, продукты и водку в долг у понятливой продавщицы - здесь по имени Таня. Денег у покупателей нет. Однако за таким отточенным в других фильмах и даже однообразным приемом есть в этих «Продуктах» острейший, хотя не пропедалированный второй план. Иначе говоря, подтекст, насыщающий непритязательную историю другим сюжетом, который проявляется на съемочной площадке вскользь, мимоходом.

Сюжет, встроенный в пространство и время «Продуктов» (по ссылке можно посмотреть трейлер), чтобы фильм задышал. Его действие сосредоточено у прилавка с редкими вылазками на пустынную дорогу, по которой трусят закинутые сюда, прижившиеся тут одиночки. Но таких планов немного.

Молодая продавщица беззлобно (всё всем давно понятно) журит забулдыг, но водку выдает, а долг записывает в тетрадку. Разрезает на куски торт (целиком его не продать), чтобы, может быть, кто-то соблазнился сладким – подешевле - кусочком. Никакого умиления. Никакой сентиментальности по отношению к нищим. Разве только строгие полезные советы: купить шампанское вместо водки – это кино перед Новым годом снимается. Вдруг, в какой-то день – спустя секунду понимаешь, что наступил февраль и даже 23 число, - Таня наливает мужикам водку. Она их в тепле (в «живом уголке») угощает, поднимает стаканчик перед надоевшими истертыми (возрастом, условиями жизни) дядьками со словами «За воинов». Без пафоса. Очень просто. В этот момент «Продукты» еще не становятся фильмом про войну или послевоенную разруху. Не взывают к впечатлению о «военном коммунизме», который практикует продавщица. Но вдруг Касьянова врезает, снимая в подсобке крохотного магазина, короткий монолог Тани перед камерой. Монолог о погибшем, «таком хорошем» муже-афганце. Рассказав про себя, вдова Таня приглашает режиссера/оператора Наташу Касьянову, которую зрители не увидят, приехать на Пасху. Еще поснимать… Тут-то фильм и состоялся. Наблюдение заполнилось смыслом. Не столько память о длящихся войнах внезапно просочилась в мирную убогую жизнь, сколько стало внятным ощущение вялой или покорной битвы за выживание. Это свойство выносит «Продукты» в зону настоящих военных действий, которое более опытные режиссеры снимают гораздо прямолинейнее, а значит, эффектнее.

Беата Бубенец нашла для своего фильма «Чечен» харизматичного героя. Говорят, что для документального кино – это главное. Если обнаружился герой, дело в шляпе. Руслан Арсаев рожден для съемок. Обаяние у него суперменское, а простодушие – трогательное. На его убеждения – почти наплевать, хотя он о них докладывает ясно и с горечью. Очень живая натура! Не чета закадровому афганцу, погибшему мужу героини «Продуктов», ставшему ее мифологическим героем.

«Чечен», трейлер

Руслан Арсаев, неприкаянный, остроумный, имеет, по его признанию, только одну проблему: ему хочется воевать. Больше он ничего не умеет. Все прочее в фильме – не так уж и важно. Потому что все прочее – приключения немолодого Руслана на Майдане (где он влюбился в «Снегурочку»), в Крыму, в Донецке, где нашел, наконец, любимую женщину (его жена и дети в Европе), он же мстит за убитых братьев, но на «фашиста» совсем не тянет, нисколько не похож. Просто он родился в такой стране, где сумел научиться только воевать. А полюбить больше жизни - только оружие; мужские игрушки он вожделеет со страстью ласкового и нежного зверя, а не убийцы. Как это просто, как страшновато. Но Руслану еще и весело. Такова его защита. Всё потеряв в Чечне, о чем он, настоящий воин, не жалеет, Руслан должен быть всегда «на передовой».

Абсурдный персонаж, воюющий на стороне Украины, но совершенно искренне кричащий: «России тоже слава». Потому что – объясняет - он «все равно патриот», и «Россию любит, за нее страдает». Неужели так он, широкая душа, ведет себя – играет - перед камерой? Не верю. Этот истинный воин – интригующе запутанный человек, устремленный вперед, войне навстречу. Интересного человека сняла Беата Бубенец. Понимающего, что где почём (на Украине, в Крыму, в Чечне, в Донецке), но не сворачивающего с военных дорог.

artdocfest 3 2«Чечен»

Никогда он не был ни в церкви, ни в мечети. Потому что – так он говорит - его руки в крови. Не верит ни в Бога, ни в Аллаха. Зато понимает про язычников. Знает про Валгаллу. Уверен, что воинам обеспечен «вечный рай».

Такой психотип вполне рефлексивного и действующего чеченца, отменно говорящего по-русски, для режиссера, конечно, находка. Такой воин, блуждающий по разным бойням, оседающий на время в военных палатках, хитрованный и одновременно откровенный, становится персонажем, заряженным/зараженным адреналином, с которым незачем расставаться. И невозможно. Посттравматический синдром – не его удел. Ему не стать классическим киногероем, вернувшимся, например, из Вьетнама или Ирака в мирные города и времена. Руслан Арсаев бежит от таких страшных предчувствий в новые военные зоны. А Беата Бубенец фиксирует маршруты набегов киногеничного чеченского трикстера.

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

№1, январь

Ничего своего. «Освобождение. Инструкция по применению», режиссер Александр Кузнецов

Кристина Матвиенко

Фильм красноярского фотохудожника Александра Кузнецова начинается с крупных планов обитателей (хотелось написать «заключенных», но!) психоневрологического диспансера, расположенного на станции Тинская Красноярского края. Они отвечают на вопросы про мечту. Кто-то неопределенно бубнит про будущее, кто-то высказывает конкретное, давно вынашиваемое желание – восстановить право на дееспособность, чтобы работать, жениться и завести детей. Девушка, на которой камера задерживается особенно долго, признается, что ни одна мечта в ее жизни не сбывалась.

Кому в России нужно общественное телевидение

Колонка главного редактора

Кому в России нужно общественное телевидение

04.08.2011

Анна Качкаева. Самое время, в межсезонье, поговорить о вечных ценностях и вечной теме – кому нужно общественное телевидение? За чей счет может быть реализована эта идея? И вообще разговор об общественном телевидении – это мода накануне очередных выборов или все-таки необходимость? Об этом мы сегодня и поговорим с моим гостем, который концептуально подходит к вопросу. Социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей сегодня со мной в студии.

Новости

Европейская киноакадемия определила главные достижения уходящего года

02.12.2012

1 декабря на Мальте состоялась 25-я церемония вручения наград Европейской киноакадемии (EFA). Победителем и главным фаворитом премии с заметным отрывом от остальных участников стала драма Михаэля Ханеке «Любовь» (Amour). Она собрала награды за «лучший фильм», «лучшего режиссера» и за «лучших исполнителей» главных ролей, мужской и женской (соответственно Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива).