Беги, Луи, беги!

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На большие экраны вышел исторический боевик «Несломленный», основанный на реальных событиях, написанный при участии братьев Коэн и срежиссированный не кем-нибудь, а Анджелиной Джоли. О премьере – Нина Цыркун.


Байопик как жанр замечательным образом отвечает американскому духу: великие люди редко оказываются любимчиками судьбы, которым все само в руки падает. Как правило, это те, кто сделал себя сам. Дорога к вершинам в этом случае известна: чаще всего не сильно позолоченное детство, годы непризнания, первый успех, зависть и интриги коллег, ну и финал – это уж у всех по-разному. Снимать кино о знаменитостях вроде бы легко – материал-то самоигральный, но на самом деле трудно – все ходы известны, все пути истоптаны, вот и крутись как можешь. Анджелина Джоли может и хотела как-то отличиться на этой стезе и попросила гораздых на выдумку Итана и Джоэла Коэнов поработать над черновым вариантом сценария своего будущего фильма «Несломленный» по роману Лоры Хилленбранд. Но Коэны, похоже, особо изощряться не стали и в качестве модуля выбрали самую незатейливую схему: герой, уже одолевший высочайшую планку, попадает в полосу испытаний, которую с честью проходит, и эпизоды хождения по мукам перемежаются флэшбэками из детства, отрочества, юности, проливающими свет на всю предыдущую историю его жизни.

Луи Замперини родился в маленьком американском городке в Калифорнии, в семье недавних итальянских иммигрантов (мать совсем не знает английского), натерпелся от аборигенов-сверстников, научился давать сдачи, выяснил, что умеет быстро бегать, получил стипендию и поступил в университет, побил национальный рекорд. На Олимпийских играх 1936 года в гитлеровском Берлине Луи не выиграл забег, но феноменально быстро пробежал финальный круг, показав себя как самый многообещающий спортсмен Игр. И кажется странным, что авторы фильма упустили очень важную деталь, которая была отражена в книге Хилленбранд (не буду делать вид, что читала ее, но писательница сама о ней упомянула в одном интервью). Я имею в виду знакомство Луи с Гитлером – человеком, переломившим его судьбу (понятно, что не своими руками).

«Несломленный», дублированный трейлер HD

Трудно, конечно, достоверно снять момент, когда два этих человека смотрят в глаза друг другу, но он был бы по-настоящему знаковым. И органично вписывался бы в общую канву, потому что в фильме есть акцент на выигрышном экшене, затеняющем скучную и неприглядную тяжкую рутину спортивных тренировок на пути к рекордам. Пот, кровь, грязь, унизительные недуги, составляющие ужас повседневного лагерного быта, нередко быстрее ломают человека, чем изощренные проверки на прочность, требующие отдельных героических усилий преодоления, противостояния, терпения. Однако экшен этот материализуется не в демонстрацию силы, а в силу воли, будь это на беговой дорожке, в кабине военного бомбардировщика, в дрейфе в открытом океане на резиновом боте. Пребывание Луи (Джек О’Коннел) в японском концлагере представлено яркими моментами противостояния главного героя самодуру, начальнику лагеря для военнопленных Ватанабе (Мияве), сразу же выхватившего глазами в толпе вновь прибывших высокого красивого парня с прямым взглядом. Ватанабе, интеллигент-извращенец с лицом херувима, чувствовал себя уязвленным тем, что заслуги его недостаточно оценены, и пытался отыграться в схватке с американской знаменитостью.

Unbroken-2«Несломленный»

Надо отдать должное Джоли – она избежала расхожего символизма, соблазн которым подстерегал ее на каждом шагу, и воспользовалась символикой только раз, зато действительно впечатляюще – в эпизоде, когда Ватанабе заставляет истощенного Луи поднять тяжелую плиту и простоять с ней на плечах дотемна. Тут создатели фильма ступали на очень скользкую тропу – легко было впасть в чрезмерность. Но оператор Роджер Дикинс деликатно решил свою задачу: в сгущающихся сумерках снятая общим планом фигура постепенно превращается в рельефный силуэт, все явственней застывающий в крестообразный символ, в данном случае конкретизированный для самого героя. С этого момента начинается выполнение им данного в океане обета, и сама сцена бросает отсвет на его будущее.

Unbroken-1«Несломленный»

В отличие от фильмов, которые «Несломленный» заставляет вспомнить, – «Мост через реку Квай» Дэвида Лина и «Счастливого рождества, мистер Лоуренс!» Нагисы Осимы, где противостояние главных героев вписывалось в контекст Запада и Востока, которым, по слову Киплинга, вовек не сойтись, «Несломленный» отличается универсальностью, выводящей его из рамок межнациональных различий на уровень общечеловеческих представлений о достоинстве и о цене выживания. Наверное, Анджелина Джоли многое сумела понять как посол доброй воли ООН.

 

Государственный протекционизм: польза или вред?

№5/6, май-июнь

Государственный протекционизм: польза или вред?

Олег Березин

Многогранность самого понятия «государственный протекционизм» побуждает сразу признаться: однозначного ответа на этот вопрос нет. В современном мире ни одно государство не провозглашает (на деле, а не на словах) парадигму фритрейдерства – свободной торговли – вне тех или иных механизмов государственного протекционизма.

Неотвратимость перезагрузки

Колонка главного редактора

Неотвратимость перезагрузки

22.09.2011

Одна из многих необъяснимых, но и чудесных особенностей нашей вечно неопределенной, «живой» российской Системы жизни — уклонение от достоверных знаний о самой себе. А значит, и от понимания причин происходящего — того, как один элемент целого не всегда напрямую, но косвенно, опосредованно связан с другим. Это неведение, видимо, всем удобно, оно позволяет многое делать, как говорят, «по понятиям» — закулисно, там, где на самом деле люди доверяют друг другу, и непременно в обход общих интересов.

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).