Беги, Луи, беги!

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На большие экраны вышел исторический боевик «Несломленный», основанный на реальных событиях, написанный при участии братьев Коэн и срежиссированный не кем-нибудь, а Анджелиной Джоли. О премьере – Нина Цыркун.


Байопик как жанр замечательным образом отвечает американскому духу: великие люди редко оказываются любимчиками судьбы, которым все само в руки падает. Как правило, это те, кто сделал себя сам. Дорога к вершинам в этом случае известна: чаще всего не сильно позолоченное детство, годы непризнания, первый успех, зависть и интриги коллег, ну и финал – это уж у всех по-разному. Снимать кино о знаменитостях вроде бы легко – материал-то самоигральный, но на самом деле трудно – все ходы известны, все пути истоптаны, вот и крутись как можешь. Анджелина Джоли может и хотела как-то отличиться на этой стезе и попросила гораздых на выдумку Итана и Джоэла Коэнов поработать над черновым вариантом сценария своего будущего фильма «Несломленный» по роману Лоры Хилленбранд. Но Коэны, похоже, особо изощряться не стали и в качестве модуля выбрали самую незатейливую схему: герой, уже одолевший высочайшую планку, попадает в полосу испытаний, которую с честью проходит, и эпизоды хождения по мукам перемежаются флэшбэками из детства, отрочества, юности, проливающими свет на всю предыдущую историю его жизни.

Луи Замперини родился в маленьком американском городке в Калифорнии, в семье недавних итальянских иммигрантов (мать совсем не знает английского), натерпелся от аборигенов-сверстников, научился давать сдачи, выяснил, что умеет быстро бегать, получил стипендию и поступил в университет, побил национальный рекорд. На Олимпийских играх 1936 года в гитлеровском Берлине Луи не выиграл забег, но феноменально быстро пробежал финальный круг, показав себя как самый многообещающий спортсмен Игр. И кажется странным, что авторы фильма упустили очень важную деталь, которая была отражена в книге Хилленбранд (не буду делать вид, что читала ее, но писательница сама о ней упомянула в одном интервью). Я имею в виду знакомство Луи с Гитлером – человеком, переломившим его судьбу (понятно, что не своими руками).

«Несломленный», дублированный трейлер HD

Трудно, конечно, достоверно снять момент, когда два этих человека смотрят в глаза друг другу, но он был бы по-настоящему знаковым. И органично вписывался бы в общую канву, потому что в фильме есть акцент на выигрышном экшене, затеняющем скучную и неприглядную тяжкую рутину спортивных тренировок на пути к рекордам. Пот, кровь, грязь, унизительные недуги, составляющие ужас повседневного лагерного быта, нередко быстрее ломают человека, чем изощренные проверки на прочность, требующие отдельных героических усилий преодоления, противостояния, терпения. Однако экшен этот материализуется не в демонстрацию силы, а в силу воли, будь это на беговой дорожке, в кабине военного бомбардировщика, в дрейфе в открытом океане на резиновом боте. Пребывание Луи (Джек О’Коннел) в японском концлагере представлено яркими моментами противостояния главного героя самодуру, начальнику лагеря для военнопленных Ватанабе (Мияве), сразу же выхватившего глазами в толпе вновь прибывших высокого красивого парня с прямым взглядом. Ватанабе, интеллигент-извращенец с лицом херувима, чувствовал себя уязвленным тем, что заслуги его недостаточно оценены, и пытался отыграться в схватке с американской знаменитостью.

Unbroken-2«Несломленный»

Надо отдать должное Джоли – она избежала расхожего символизма, соблазн которым подстерегал ее на каждом шагу, и воспользовалась символикой только раз, зато действительно впечатляюще – в эпизоде, когда Ватанабе заставляет истощенного Луи поднять тяжелую плиту и простоять с ней на плечах дотемна. Тут создатели фильма ступали на очень скользкую тропу – легко было впасть в чрезмерность. Но оператор Роджер Дикинс деликатно решил свою задачу: в сгущающихся сумерках снятая общим планом фигура постепенно превращается в рельефный силуэт, все явственней застывающий в крестообразный символ, в данном случае конкретизированный для самого героя. С этого момента начинается выполнение им данного в океане обета, и сама сцена бросает отсвет на его будущее.

Unbroken-1«Несломленный»

В отличие от фильмов, которые «Несломленный» заставляет вспомнить, – «Мост через реку Квай» Дэвида Лина и «Счастливого рождества, мистер Лоуренс!» Нагисы Осимы, где противостояние главных героев вписывалось в контекст Запада и Востока, которым, по слову Киплинга, вовек не сойтись, «Несломленный» отличается универсальностью, выводящей его из рамок межнациональных различий на уровень общечеловеческих представлений о достоинстве и о цене выживания. Наверное, Анджелина Джоли многое сумела понять как посол доброй воли ООН.

 

Александр Иванов: «Какое нам дело до идеологии… Литература – это язык»

№3, март

Александр Иванов: «Какое нам дело до идеологии… Литература – это язык»

Александр Иванов – основатель (1993) и бессменный руководитель московского издательства Ad Marginem. Беседу ведет Даниил Адамов.

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.

Новости

XXIII фестиваль «Окно в Европу» огласил программу

28.07.2015

С 7 по 13 августа 2015 года в городе Выборг пройдет XXIII фестиваль российского кино «Окно в Европу». В основных конкурсах XXIII Фестиваля «Окно в Европу» будут представлены документальный, анимационный и игровой кинематограф. Кроме того, в рамках конкурсной программы «Копродукция» будут представлены картины, созданные российскими кинематографистами в сотрудничестве с коллегами из разных стран.