Бейли в поисках смысла. «Собачья жизнь», режиссер Ласссе Хальстрем

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышла картина о собаке, способной перерождаться в других собак и накапливать свой опыт взаимодействия с людьми. С успехами главного героя в изложении ретривера Трипа ознакомилась  Нина Цыркун.


Можно составить длинный список претензий, предъявляемых Лассе Халльстрёму за «Собачью жизнь». Среди них самые несуразные состоят в том, что герой фильма почему-то реинкарнирует в разные породы или что все его инкарнации говорят одним и тем же голосом. Встречается и упрек в манипулятивности – в том, что режиссер перехлестывает с сантиментами и слишком давит на наши слезные железы. Оставляя без комментариев первое обвинения, скажу, что манипуляция – родная сестра иллюзионизма и главный инструмент кино. В разные времена он то благополучно процветает, то, повинуясь прихоти художественной моды, подвергается обструкции в пользу кинематографа беспристрастного, объективного и отстраненного.

Халлстрём всегда тяготел к мелодраматизму, рассчитанному на зрительскую эмпатию, и в своем новом фильме всего лишь на полную мощность задействовал литературный материал – бестселлер В. Брюса Камерона. Режиссер не впервые взялся за историю из жизни братьев наших меньших; повлажневшие на «Собачьей жизни» глаза – мелочь по сравнению со слезами, пролитыми зрителями на картине «Хатико: самый верный друг». Потому что «Собачья жизнь» – фильм благостный и умиротворяющий от начала и до конца.

«Собачья жизнь», трейлер

Есть нечто знаменательное в том, что бурный взлет карьеры шведского режиссера, выведший его на мировую орбиту, состоялся благодаря фильму под названием «Моя собачья жизнь» по роману Рейдара Йёнссона, заработавшему Халлстрёму номинацию на «Оскар» и обеспечившему ему голливудскую карьеру. Была та картина совсем не про собаку, а про человека, но участие собаки было неспроста, тем более что потом появился и Хатико. На этот раз история рассказана самим заглавным героем, золотистым ретривером Бейли (в этой роли блистательно выступил пес Трип), и главное тут, что люди увидены его глазами. Естественным образом, это в основном взгляд снизу; в этом ракурсе человек, должно быть, кажется псу преувеличенно большим, но в то же время в его видении гипертрофируется «приземленное».

A Dog 27s Purpose 01«Собачья жизнь»

Интеллект собаки, переводя в наше измерение, можно оценить по количеству команд, которые она понимает. Собачий словарь ограничен, соответственно и видение мира (границы нашего мира есть границы нашего языка, учил Витгенштейн) укладывается в определенные рамки. В сущности, этого объема достаточно для коммуникации. Но матрица субъективности собачьей природы остается за пределами нашего понимания. В наибольшей степени мы узнаем о собаках, как и о других животных, благодаря ритуальности их поведения. Она, кстати, нам очень импонирует, потому что создает комфорт узнаваемости и удовлетворения ожиданий. Поэтому так хорошо Бейли в инкарнации корги Тино со студенткой Майей, чей быт одинокой девушки так аккуратно налажен и предсказуем. Выходящая за рамки ритуальности строптивость, наоборот, вызывает раздражение –как будто собака только для того и появилась на свет, чтобы ублажать хозяина. Поэтому Халлстрём, подбирая собак для съемок, вносил изменения в сценарий, подстраиваясь под характер «актеров», или же оставлял в отснятом материале что-нибудь незапланированное, из области собачьей импровизации. Еще одно свойство, отличающее собак и вызывающее зависть хозяев, – легкость, с какой они принимают вызов игры, которую можно преобразить и в профессию. И тогда Бейли, то есть уже немецкая овчарка Элли будет самозабвенно гоняться за преступниками вместе с полицейским Карлосом.

A Dog 27s Purpose 02«Собачья жизнь»

Замечено, что хозяин и собака часто делаются с годами похожими. Конечно, похожесть в данном случае особого рода. Высокий статный блондин Оуэн Уилсон, комментируя свою роль в фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже», где он отчасти играет «альтер эго» самого режиссера, сказал мудрую вещь: «Я люблю не зеркала, а отражения». Отражения всегда неповторимы, потому что зеркала (медиумы) различны. Разные инкарнации пса Бейли – это его собственные разные отражения и одновременно –отражения хозяев, в сжатой, конденсированной форме. Комментируя для нас, зрителей, поведение людей, Бейли рефлектирует и по поводу самого себя, может, слишком назидательно (и, наверно, зря вербализованно) повторяя вопросы о смысле жизни. Итог, однако, ясен: чтобы понять, зачем живешь, одной жизни мало. Нужно по меньшей мере четыре. Или пять.

Маленькие жизни. «Оскар» и Берлин: глобальному посланию веры больше нет

№2, февраль

Маленькие жизни. «Оскар» и Берлин: глобальному посланию веры больше нет

Антон Долин

1 Значит, «Лунный свет». Обратная сторона дня, ночное животное, а не фильм. Теневой лидер симпатий, снятый за полтора миллиона долларов, со своими восемью номинациями против заведомо (казалось) победоносных четырнадцати «Ла-Ла Ленда» вдруг взял самую гламурную и авторитетную кинопремию в мире. Кажется, Барри Дженкинс, три­дцатисемилетний режиссер и сценарист – с еще одним персональным «Оскаром» за сценарий (лишь формально адаптированный, ведь первоисточник драматурга Тарелла Элвина Маккрейни даже не опубликован и сильнейшим образом переписан), – сам был не в меньшем шоке, чем зрители. Тем более что вручение сопровождалось неслыханным конфузом.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

«Я шагаю по Москве» отправляется в Венецию

21.08.2014

Сегодня, 21 августа в 12 часов в Москве на площадке МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция об участии России на предстоящем кинофестивале в Венеции. Напомним, что среди многочисленных событий, которые произойдут в рамках 71-ого Венецианского кинофестиваля, как минимум два события имеют непосредственное отношение к России. Первое событие – это участие в главном конкурсе фильма Андрона Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Трапицина». Второе событие – участие картины Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» в конкурсной программе Venezia Classici.