Берлин-2015. Еще один маленький гигант большого фестиваля

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Зара Абдуллаева продолжает знакомить с важными или любопытными внеконкурсными премьерами Берлинского фестиваля. На этот раз в центре ее внимания – «Девственная гора» режиссера Дагура Кари.


berlinale logoИсландско-датская копродукция «Девственная гора» Дагура Кари – хит программы Berlinale Special. Режиссер родился и вырос во Франции, учился в датской киношколе, где с 2013 года преподает режиссуру. Его второй полнометражный фильм «Девственная гора» журналисты-снобы сочли «симпатичным». Такая характеристика не обязывает к спорам, поскольку кажется, тут «и говорить не о чем», хотя на Берлинале столь тонких и мнимо простых фильмов было немного. Критики – люди уставшие. Чтобы они возбудились, их необходимо непременно взбодрить. Между тем, «Девственную гору» требуется смотреть в ином состоянии, фестивальным суетливым режимом не предполагаемом.

Скромное датское кино, действие которого происходит в Исландии, еще несколько лет назад вполне могло претендовать на конкурсную программу. Но времена изменились. Теперь так называемая повседневность с заурядным на первый взгляд героем, запечатленная на экране без какой-либо пряной эксклюзивности, отборщиков официальных программ не привлекает.

Фуси (Гуннар Йонссон) – сорокатрехлетний девственник громадного роста и тяжелого веса живет с мамой, имеющей жовьяльного бойфренда. Работает он носильщиком в багажном отделении аэропорта. По пятницам Фуси ужинает в тайском ресторане, заказывает всегда одно и то же блюдо. А ежедневно он пьет только молоко. Такая «ограниченность» персонажа взрывается режиссером постепенно, исподволь, неожиданно.

Работники аэропорта издеваются над добряком-грузчиком и мечтают лишить его девственности. Это обстоятельство почему-то всем известно. Они приглашают проститутку на мужскую вечеринку, но Фуси проявляет силу (своего веса) и набивает морду доброхотам. Зато у него есть другая страсть, которую он разделяет со своим великовозрастным соседом: они играют в войну, построив макет поля битвы с танками, солдатиками времен Второй мировой войны.

berlin-zara-2-2«Девственная гора»

Поведение, реактивность Фуси легче всего квалифицировать как «внутреннюю стагнацию». Однако Дагур Кари разрабатывает, а точнее, раскрывает его характер в драматических и неэкзальтированных ситуациях. Квартира матери для Фуси – убежище и тюрьма. Жизнь этого парня расписана, кажется, до смерти. Но вот появляется новая соседка, девочка лет семи, с которой он играет в войну, катает на машине, за что попадает под подозрение в педофилии и вынужден объясняться в полиции. Естественные действия, поступки обыкновенного человека воспринимаются как «странные», а сам он видится «чудаком» без всяких на то оснований. Регламентированная жизнь вменяет ритуальное поведение, выскочить из которого невозможно, чтобы не прослыть идиотом.

berlin-zara-2-3«Девственная гора»

Бойфренд матери Фуси, который ее в конце концов бросает, дарит на день рождения девственника абонемент в школу танцев. Там он знакомится с немолодой, обожженной одиночеством женщиной, с которой пройдет громадный путь внутреннего раскрепощения. О, сколько дон-кихотской человечности проявит эта «гора» по отношению к фрустрированной мусорщице, скрывающей, чем она занимается (работает на предприятии, где разгребают мусорные отходы). О, сколько нежности и глубинного терпения в натуре этого персонажа, вызывающего иронию «нормальных» исландцев.

Дагур Кари не имеет вкуса к сентиментальному обольщению публики. Его благородная режиссура озабочена потаенными ресурсами каждого человека, которому необходим только шанс, чтобы избавиться от психологических и прочих травм.

«Кинотавр»-2017. All you need is love

№5/6, май-июнь

«Кинотавр»-2017. All you need is love

Игорь Сукманов

Один из смыслообразующих эпизодов «Кинотавра» выпал на его закрытие. Это была церемония, которая тонула в овациях, была щедра на улыбки, комплименты, похвалы. Это был праздник, сбивающий с ног отчаянной восторженностью, торжеством момента, окутанный какой-то невиданной доселе волной доброжелательности. Все было прекрасно, и все были прекрасны и красноречивы. И те, кто выходил на сцену вручать призы; и их счастливые обладатели; и публика, готовая проникнуться чужой радостью и рукоплескать не жалея сил. Почти недостижимая эйфория счастья цехового братства, способного жить по заповеди «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

Колонка главного редактора

Почему хорошие люди совершают плохие поступки

15.08.2011

Запись программы "Ищем выход..." на "Эхо Москвы" с участием Даниила Дондурея. Читать и слушать выпуск можно на сайте "Эхо Москвы".

Новости

Завершился XI МКФ «Волоколамский рубеж»

19.11.2014

18 ноября в подмосковном городе Волоколамск завершился ХI Международный фестиваль военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж». Были выбраны картины в конкурсе короткого метра, конкурсах неигрового и игрового кино.