Берлин-2017. Немного эксцентрики в холодной воде политики

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В третьем берлинском репортаже Нины Цыркун – «Вечеринка» Салли Поттер, «Обратная сторона надежды» Аки Каурисмяки, «Дикая мышь» Йозефа Хадера и «Последний портрет» Стенли Туччи.

 

berlinale logo

На Берлинском кинофестивале звезды говорят о политике. Ричард Гир сокрушается, что фильмы с его участием никак не повлияют на Дональда Трампа. Дэнни Бойл свидетельствует, что после Брексита у него на съемочной площадке сиквела «На игле» царило похоронное настроение. О том же сокрушалась Салли Поттер, рассказывавшая, что участники ее интернациональной команды приходили на съемки в слезах. И все называют свое кино политическим. Как будто само это слово – «политика» – стало паролем дня. Хотя явной политической ангажированности в фильмах не просматривается. Она явно утоплена куда-то на глубину.

Скажем, у той же Поттер в бурлеске «Вечеринка» (The Party) от политики – разве что профессия Джанет (Кристин Скотт Томас) – хозяйки дома, где эта вечеринка неизвестно по какому поводу собирается: она министр теневого правительства оппозиционной партии. А фильм в целом – яркая сатирическая зарисовка сегодняшнего британского среднего класса. Впадающий в маразм университетский профессор; лесбийская пара, успешно прошедшая «непорочное зачатие» и ожидающая тройню; ароматерапевт, сыплющий буддистскими догмами; невротичный банкир-наркоман; циничная гостья из Америки, периодически окатывающая на это эксцентричное собрание холодным ушатом своего бездонного здравомыслия – вся эта компания, занятая мелкой суетой, будто не видит, что происходит вокруг, в реальном мире.

berlinale 2017 3 1«Вечеринка»

Подлинную политическую тему – проблему беженцев – Аки Каурисмяки в картине «Обратная сторона надежды» (Toivon tuolla puolen) решает в виде современной сказки с очевидной моралью. Официальные лица, открывшие двери иммигрантам, изо всех сил пытаются их поплотнее прикрыть, но простой финский народ преисполнен сочувствия к обездоленным беженцам, на него и надежда.

berlinale 2017 3 3«Обратная сторона надежды»

Трагикомедию «Дикая мышь» (Wilde Maus) в качестве экранного дебюта поставил популярный в Австрии и Германии театральный комедиограф Йозеф Хадер. Взявшись за довольно расхожую тему кризиса среднего возраста, Хадер довел до абсурда историю внезапно уволенного музыкального критика-интеллектуала Георга (которого сам его и сыграл), заставив своего героя в отчаянии кончать счеты с жизнью эксцентричнейшим образом – голым в альпийских снегах. Попутно Хадер коснулся множества болевых точек европейского быта – тех же беженцев, терроризма, падения уровня жизни, безработицы.

berlinale 2017 3 2«Дикая мышь»

Актер, сценарист и режиссер Стенли Туччи на пресс-конференции тоже говорил о политике, в частности, выразил опасение, что при нынешней администрации в США «выпотрошат» искусство, обескровят и лишат смысла. Его фильм «Последний портрет» (Final Portrait) в Берлине ничего не получит, потому что хоть фигурирует в главной рубрике «Официальный выбор» как внеконкурсный. Жаль. Он, безусловно, заслужил высокую оценку, по меньшей мере за изящество и тонкость проработки. Режиссер собирал на проект деньги долгих десять лет (впрочем, средств потребовалось немного благодаря камерности постановки и отсутствию спецэффектов). Имя в качестве героя Альберто Джакометти – знаменитого художника-экзистенциалиста – не сулило, видно, прибыли: скандальной бытовой славы, по типу Дали или Пикассо, Джакометти не снискал. Хотя тоже не был ангелом. Просто сумел валоризовать природную эксцентричность в имиджевый бонус.

berlinale 2017 3 4«Последний портрет»

Я перевожу название Final Portrait именно как «Последний портрет», а не «окончательный», что тоже можно, потому что речь идет действительно о последней работе Джакометти в этом жанре и ее последнем варианте. Небольшой период осени художника описал в своем мемуаре американский писатель Джеймс Лорд, чью книгу и экранизировал Туччи. «В 1964 году я был начинающим писателем и жил в Париже» – этой вводной от лица рассказчика, то есть Джеймса достаточно, чтобы представить себе общий настрой фильма с его атмосферой легкости и предвкушения прекрасного будущего без особых денежных затрат. В Париже жил тогда и швейцарский художник. Они познакомились на выставке, и Джакометти предложил Джиму написать его портрет. Предполагалось, что позирование займет пару дней, но затянулось оно на недели. И всякий раз, когда грезился финал, у художника возникало либо отвращение к сделанному, либо радостное ощущение открывающейся перспективы. Так и двигалась эта работа. На холсте то появлялись узнаваемые в жестком гротеске черты натурщика, то полностью исчезали в нагромождении резких мазков этого «неведомого шедевра», отсылающего к новелле Бальзака, столь любимой художниками-модернистами.

Как сказал на пресс-конференции Стенли Туччи, он впервые прочитал книгу Лорда лет в двадцать и навсегда уяснил для себя, как важно в любом искусстве понимание недостижимости абсолюта. Но, как говорится, за попытку спасибо.

Комикс временных лет. «Викинг», режиссер Андрей Кравчук

№5/6, май-июнь

Комикс временных лет. «Викинг», режиссер Андрей Кравчук

Алексей Анастасьев

Фигура древнерусского князя Владимира Святославича (приблизительные годы жизни: 960–1015) всегда была актуальна в нашем отечестве, а сегодня, в период «полураспада», вероятно, важна как никогда.

Колонка главного редактора

«Я не могу выпить море»

27.12.2012

Мнения.ру побеседовали с известным российским интеллектуалом, социологом культуры, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем. В каком будущем нам предстоит жить? Что ждет Россию в течение ближайших десятилетий? Какую роль должны взять на себя сегодня мыслящие люди? За что мы несем ответственность и как выжить в «третьей реальности»? Читайте об этом в нашем материале.

Новости

«Я шагаю по Москве» отправляется в Венецию

21.08.2014

Сегодня, 21 августа в 12 часов в Москве на площадке МИА «Россия Сегодня» состоялась пресс-конференция об участии России на предстоящем кинофестивале в Венеции. Напомним, что среди многочисленных событий, которые произойдут в рамках 71-ого Венецианского кинофестиваля, как минимум два события имеют непосредственное отношение к России. Первое событие – это участие в главном конкурсе фильма Андрона Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Трапицина». Второе событие – участие картины Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» в конкурсной программе Venezia Classici.