Быть женщиной – геройство. «Чудо-Женщина», режиссер Пэтти Дженкинс

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Женщины занимают все больший удельный вес в комиксах: роли героинь стремительно меняются и расширяются. Впрочем, пока корректнее говорить только о тенденции, а не о радикальном изменении порядка вещей. Теперь комикс для большого экрана «Чудо-Женщина» сняла женщина-режиссер – Пэтти Дженкинс. Гендерные и идеологические новшества премьеры оценила Нина Цыркун.

 

Начиная с 1960-х годов, и особенно – со второго десятилетия XXI века, женщины перестают становиться жертвами злодеев. Однако стереотипизация по гендерному признаку, и прежде всего в сексуальном плане, продолжает сохраняться: мужчины всегда выглядят атлетичными и мускулистыми, а женщины выглядят такими, какими (считается) хотят их видеть мужчины – с узкой талией, пышной грудью и крутыми бедрами. Мужская одежда всегда достаточно сдержанна, женская – все более откровенная и «фетишистская». В фильме «Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости» Чудо-женщина, под воздействием вкусов эпохи, появляется в несколько ином виде. Теперь, попав в руки женщины-режиссера, героиня еще дальше ушла от этого стереотипа. При всей привлекательности исполнительницы заглавной роли Галь Гадот, грудь у нее не такая выдающаяся, как в графических комиксах и к тому же надежно прикрыта, а талия – не такая уж узкая. Эта амазонка скорее андрогинна, какой ей и полагается быть согласно мифологии. (Правда, классические амазонки еще и одну грудь себе выжигали для удобства стрельбы из лука, но современный народ понял бы такого варварства, хоть цифровыми технологиями сделать это на экране было бы совсем не трудно).

Совершая сальто-мортале и дивные полеты с растяжкой, длинноногая Галь Гудот воплощает сексуальность другого рода. Вместо примитивной соблазнительной красотки на экране возникает образ идеальной женщины, какой она представляется автору-женщине сегодняшнего дня.

wonder woman 01«Чудо-Женщина»

Так же, как в античной мифологии боги, герои и обычные люди жили в едином общем универсуме, так и во вселенной комиксов живут и действуют инкарнации не только исторических персон, но и древних божеств. В том числе – хорошо известные по экранным воплощениям аватары германо-скандинавского Тора (бога грома, бури и плодородия), коварного и хитрого Локи, а теперь и принцессы амазонок – Дианы из римского пантеона. Кстати, самые впечатляющие сцены фильма – кроме боевых, поражающих ловкостью Галь Гадот в обращении с Лассо Гестии и «мечом богов» – те, где оживают страницы предистории. Чувствуется, что Пэтти Дженкинс училась живописи и сумела найти общий язык с художником фильма Алин Бонетто: на экране возникают и оживают сцены, по рисунку и колориту как будто вдохновленные фресками Микеланджело в Сикстинской капелле.

Амазонки живут на специально выделенном для них райском острове Фемискира, где нет ни мужчин, ни детей. Царица Ипполита (Конни Нильсен) вылепила себе из глины дочку, а верховный правитель Олимпа Зевс ее оживил. Первого в жизни мужчину уже взрослая Диана увидела, когда его горящий самолет рухнул в море близ берега острова. Английский летчик Стив Тревор (Крис Пайн) ставит обитательниц Фемискиры в известность о том, что уже четвертый год идет большая мировая война. Таким образом Диане предоставлен случай подтвердить свою приверженность любви и справедливости, а заодно – продемонстировать свои навыки владения оружием и рукопашного боя, которым обучила ее родная тетка, генерал Антиопа (Робин Райт).

«Чудо-Женщина»

Диана верила, что вражду среди людей посеял коварный бог войны Арес (нам более известный под именем Марс), и что убийство Ареса означало бы положить войнам конец. Но наивной Диане придется убедиться, что дело не только в верховных божествах: люди и сами удивительно быстро ведутся на провокации к ненависти, не без энтузиазма отправляясь проливать друг другу кровь.

Впрочем, много чудесного предстоит Диане познать на пути становления Чудо-Женщиной и членом Лиги Справедивости, которой мы уже видели ее в фильме «Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости». В том числе и любовь. Эротические сцены в «Чудо-Женщине» отсылают к знаменитым экранным дуэтам 30-40-х годов, к героям века невинности с их милой неловкостью и застенчивой нежностью, придавая современной картине легкий ностальгический налет. Продюсеры явно решили привлечь к премьере женскую аудиторию, еще не охваченную комикс-манией и, кажется, им это удается.

Агнешка Холланд: «Старухам здесь не место»

№2, февраль

Агнешка Холланд: «Старухам здесь не место»

Беседу ведет Мартин Кудлач МАРТИН КУДЛАЧ. Вашу новую картину «След зверя» описывают по-разному, в частности некоторые называют ее притчей. АГНЕШКА ХОЛЛАНД. Это не притча как таковая. В фильме есть черты сказки, реалистической драмы, морального триллера, черной комедии, также отчасти это феминистско-анархистская история. Невозможно постичь ее полностью, поэтому я и сняла это кино. Я видела, насколько по-разному люди реагируют на фильм: кто-то на просмотре громко смеялся, другие же сидели молча, словно на похоронах. Я не хочу навешивать на «След зверя» никаких ярлыков. Его можно рассматривать как мрачный экотриллер, но в то же время фильм отражает нынешнее состояние мира и наше...

Колонка главного редактора

Персонально ваш

11.10.2015

― В Москве – 15 часов и 8 минут, и меня зовут Ольга Журавлёва, а персонально наш сегодня главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

Новости

В Тбилиси прошла международная киношкола «Содружество молодых кинематографистов»

04.06.2016

В рамках VI Фестиваля кино России и других стран Содружества с 30 мая по 3 июня в Тбилиси проходила международная киношкола "Содружество молодых кинематографистов". Был проведен конкурс игровых короткометражных фильмов, а также разработка и обсуждение концепций совместного альманаха молодых режиссеров.