Диана: в тени и на свету

  • Блоги
  • Нина Цыркун

30 октября картиной «Диана. История любви» в Москве открылся фестиваль «Новое Британское кино». О мелодраме Оливера Хиршбигеля, посвященной тайному роману всенародной любимой принцессы, – Нина Цыркун.

Продюсеры пригласили на экранизацию книги Кейт Снелл «Диана. Ее последняя любовь» немецкого режиссера, прославившегося предельно жестким «Экспериментом», сериалом о мрачном семействе «Борджиа» и драмой «Бункер» о последних днях Гитлера. Почему именно его? Чтобы избежать упреков, во-первых, в излишней сентиментальности, а во-вторых – и это главное – в ангажированности. Понятно, что британский постановщик в глазах зрителей оказался бы либо агентом Дворца, либо истовым поклонником «принцессы сердец» и стало быть – необъективным. Оливер Хиршбигель наверняка старался занять нейтральную позицию, но угодить сразу двум противостоящим лагерям трудно; практически невозможно. Поэтому тема сочувствия милосерднейшей из королевских особ в фильме доминирует, покуда ее крещендо ни претворяется во вполне ожидаемый финал, который выжмет слезу из глаз самых стойких и морально подготовленных. И тем не менее, крылышки белокурого ангела получили темные подпалины.

diana-2
«Диана. История любви»

На самом деле, эти пятна могли бы быть и погуще, решись создатели фильма, например, вставить в картину историю того, как Диана затравила Александру (любимую няню ее детей), заподозрив несчастную в связи с мужем Чарльзом. Но здесь антураж деликатно зачищен, никто из ныне живущих коронованных особ на экране не появляется, внимание сосредоточено лишь на одной фигуре и ее партнере; только дети, маленькие принцы Уильям и Гарри однажды мелькнут на поле аэродрома, снятые общим планом. А партнер этот – вовсе не Доди аль-Файед, сын владельца самого шикарного лондонского универмага «Хэрродс», вместе с которым она погибла в парижском туннеле. Видимо, белокурая Диана питала слабость к смуглым джентльменам из бывших британских колоний; широкой публике представлена тайная любовь Дианы – волоокий Хаснат Хан (Навин Эндрюс), пакистанец, одержимый своей профессией кардиохирург; джазовый фанат, призывающий подругу «сымпровизировать жизнь». Словом, тот, с кем она провела последние два года жизни.


«Диана. История любви», трейлер 

Наоми Уоттс отлично удалось имитировать походку и мимику принцессы, она прекрасно смотрится в умопомрачительных туалетах Дианы, но, пожалуй, ее взгляд несколько более тверд, чем ласково-виноватый взор настоящей леди Спенсер. Впрочем, актриса, видимо, знает, что делает – ведь это из ее уст мы слышим автохарактеристику: «Я была бешеной сукой». Наверное, была не только та Диана, которая собирала пожертвования, держала за руку детей, раненых противопехотными минами, и навещала смертельно больных в госпиталях. Изменяя пока еще законному супругу, она, чтобы сбить со следа папарацци, надевала темный парик – на радость тем, кто помнит Наоми Уоттс в «Малхолланд-драйв» – и победно шествовала по тротуарам Сохо походкой не то манекенщицы вне работы, не то дамочки легкого поведения, вышедшей на охоту, – во всяком случае, встречные мужчины реагировали на нее в соответствии с месседжем. Эта Диана ловко (и гордясь своей ловкостью) манипулирует репортерами, разыгрывает инсценировку, чтобы разжечь ревность Хасната, и пытается устроить его карьеру – действуя, как белая женщина, не понимающая гордую душу правоверного мусульманина. В общем, на этом направлении она, декларируя свою неприязнь к власти, слегка зарвалась, слишком войдя в роль венценосной особы, вершительницы судеб.

Но создатели фильма, не забудем, изо всех сил стремятся сбалансировать плюсы и минусы, и добирают за счет известной формулы «короля играет свита». «Свита», то бишь простой народ неизменно взирает на принцессу с обожанием – будь то в Лондоне, Анголе или Австралии. И живописание образа «народной принцессы» перехлестывает правдоподобие. Мне, к примеру, трудно представить, что в момент наивысшего к себе внимания Диана действительно могла, скрываясь из дома любовника, лезть через забор и потом, сбросив туфли, долго бродить по городу в драных чулках. Или, зайдя в его холостяцкую берлогу, кинуться мыть посуду и рьяно пылесосить ковры.

diana-3
«Диана. История любви»

Для Наоми Уоттс роль Дианы могла бы представить тот же примерно шанс, что для Мерил Стрип роль Маргарет Тэтчер или для Хелен Миррен роль королевы Елизаветы II. Но создателям картины не хватило отваги; они, в сущности, остались в рамках регламента светской хроники: немного перца, немного сенсации, немного намеков и много мыльно-оперной пены.

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

№1, январь

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

Дмитрий Десятерик

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ: ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ 1. Разговор об актуальной украинской документалистике[1] нужно начинать с перечня отсутствий. Чем была постсоветская Украина большую часть времени с момента обретения независимости? Сновидением государства о самом себе. Удерживала эту странную иллюзию скорее пассивность общества, нежели какая бы то ни было идеология. Экономика по преимуществу функционировала в тени, политика при сохранении выборного фасада являла собой систему «договорняков» – в фальсификациях не было потребности, потому что отдельные депутаты и целые партии перекупались уже в парламенте.

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.

Новости

Третий WESTWIND пройдет в Санкт-Петербурге

19.10.2015

В Санкт-Петербурге с 21 по 25 октября пройдет третий фестиваль WESTWIND. В программе фестиваля европейские ленты из списка претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».