Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Другая сторона. «Темные времена», режиссер Джо Райт - Искусство кино

Другая сторона. «Темные времена», режиссер Джо Райт

  • Блоги
  • Нина Цыркун

18 января – помимо «Формы воды» дель Торо и «Пианистки» Михаэля Ханеке – на большие экраны выходит картина британца Джо Райта о Уинстоне Черчилле. Нина Цыркун увидела в ней своеобразный сиквел "Дюнкерка", взгляд с другой стороны Ла-Манша – и подробный портрет знаменитого политического лидера, сумевшего в критический момент истории заручиться решающей всенародной поддержкой.


Все знают, как выглядел Уинстон Черчилль. И вот в фильме Джо Райта «Темные времена» легендарного британского политика сыграл не кто-нибудь, а совершенно непохожий на него Гэри Олдмен, получив за эту роль «Золотой глобус», номинацию на BAFTA и множество других. Скорее всего, и «Оскар» подтянется. Чем это объяснить? Конечно, чудом гримерного искусства Кацухиро Цудзи, давшего возможность актеру искупаться в сочном изображении интеллектуального напряжения, контроверсий с оппонентами и удовольствий повседневной жизни.

Бывший гусар-кавалерист и военный корреспондент, уйдя в политику, предпочитал проводить время в горизонтальном положении. Не выпускал изо рта сигару. Начинал и заканчивал свой день изрядной порцией горячительного. Без этих атрибутов как будто и нет достоверного портрета Черчилля, так что все они, разумеется, явлены на экране с излишней, пожалуй, навязчивостью, придающей персонажу в силу своей избыточности оттенок легкой пародийности. Зато герой представлен в выигрышном свете по сравнению со своими идейными противниками – лордом Галифаксом и Чемберленом, его человечность сходу внушает симпатию и доверие. Хотя симпатия к Черчиллю как к человеку возникает по большей части из его общения с женой  Клементиной, которую с подлинным аристократизмом играет Кристин Скотт Томас, – единственной, кто равен ему (в фильме) умом и отвагой.

Darkest Hour 01«Темные времена»

Не лишенное пиетета повествование о знаменитом политике (а также художнике и лауреате Нобелевской премии по литературе) ведется в духе традиционных исторических романов – от лица «маленького человека». В фильме это секретарь-машинистка Элизабет Лейтон (Лили Джеймс), приставленная к свежеизбранному премьер-министру. Ее присутствие нужно, чтобы продемонстрировать внимание Черчилля к мнению простых людей (то есть, опять же перед нами человечность как необходимый компонент политической харизматичности), но особо не  акцентируется – благодаря Элизабет лишь обозначен ракурс взгляда на великого человека, который с этой низшей точки предстает еще более великим.

«Темные времена», дублированный трейлер

Этот мотив доводится до крещендо в эпизоде, когда Черчилль в буквальном смысле нисходит до народа, спускаясь в лондонскую подземку, где рискует заблудиться, поскольку никогда там раньше не был. Он решился на этот шаг, чтобы посоветоваться с людьми и узнать их мнение. Эпизод выстроен мизансценами, иконографически напоминающими полотна Дмитрия Налбандяна и прочих придворных живописцев сталинской эпохи, запечатлевших вождя в окружении обожающих, млеющих от восторга масс. Вагон заполнен женщинами, детьми, стариками, здесь весь ансамбль репрезентантов, обладающих правом санкционировать действия их лидера, чем в дальнейшем Черчилль может с чистой совестью воспользоваться.

«Темные времена» не претендуют на биографию, ограничиваясь событиями, занявшими лишь около месяца,. Но зато это «самый темный час» в длинной жизни главного героя и его страны. Это час, когда когда надо было решить – подписывать ли мирное соглашение с Германией (то есть капитулировать) – или продолжать войну до  победы, идя на огромные жертвы («Я обещаю вам только кровь и пот»). Таким образом, фильм служит скорее дополнением, своеобразным сиквелом «Дюнкерка» Кристофера Нолана об эвакуации  прижатых к Ла-Маншу британских военных. (Кстати, Джо Райт уже касался этой темы в  своем «Искуплении»). Это взгляд на Дюнкерк с другой стороны Ла-Манша.

Darkest Hour 02«Темные времена»

10 мая 1940 года король Георг VI (Бен Мендельсон) при чрезвычайных обстоятельствах назначил Черчилля премьер-министром. Как сказал новоиспеченный премьер жене, «мне предложили это место лишь потому, что корабль тонет». И да – в середине мая военные соединения союзников оказались блокированными в районе порта Дюнкерк. Черчилль занял пост министра обороны, целиком взяв на себя ответственность за руководство военными действиями. Ведь народ в метро и машинистка на Даунинг-стрит, 10 уполномочили его объявить операцию «Динамо» и воевать до победы.

Его главным оружием были остроумие и красноречие. В фильме озвучены знаменитые меткие выражения, ставшие мемами, типа его язвительной реплики, брошенной Галифаксу: «Нельзя договариваться с тигром, когда твоя голова у него в пасти» (а девочка в метро подтвердила: «никогда!»). С мая по декабрь премьер больше двадцати раз выступил по радио. Три его речи легли в основу сценария и подробно воспроизведены на экране Гэри Олдменом. На мой вкус, слишком подробно. Зато познавательно.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Седьмой Beat Film Festival стартует 26 мая

23.05.2016

Седьмой фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival пройдет в Москве с 26 мая по 5 июня. В программе Beat Film Festival этого года — 25 полнометражных фильмов и семь тематических программ-тэгов. В этом году в программу войдут фильмы Тильды Суинтон, Пола Томаса Андерсона и Д.А. Пеннебейкера.