Движение-2017. Меньше да лучше

  • Блоги
  • Евгений Майзель

По контрасту с полнометражным конкурсом «Движение. Вперед», собравшим в этом году кино не по чину солидное и традиционное, конкурс короткого метра «Движение. Начало» отличился всполохами молодой энергии и проблесками, в том числе неиллюзорными, действительно новых представлений. Евгений Майзель – о фильмах Роберта Дэфа, Исмаила Сафарали, Рината Махмудова, Юлии Калининой, Вениамина Илясова, Николая Сидорова-Французова и Тамары Дондурей.

 
dvizhenie fest logo sУроженец Степанакерта и давний житель Москвы, Роберт Дэф уже снял несколько короткометражек, любопытных и по-хорошему немного странных. Все они – о героях, попадающих в переплет, нередко весьма опасный. В 9-минутной миниатюре Sasha – самом коротком и минималистском фильме конкурса – коллизия сверхсжата: предположительный гомосексуал заказывает по телефону предположительно мальчика по вызову, но приезжает к нему – тут уже точно – кто-то другой. (Как описал эту архетипическую историю Владимир Шинкарев в бессмертном «Максиме и Федоре»: «Шел на свиданку, а попал в говнище».) Зрителю остается лишь догадываться о том, что произошло, поскольку великий оператор Алишер Хамидходжаев пощадил нашу психику, зато несложная догадка раскроет остросоциальный авторский «мессадж» (в данном случае – антигомофобский), неизменно важный для этого режиссера.

dvijenie 2 01"Sasha", режиссер Роберт Дэф

Кроме того, Дэф заслужил, по меньшей мере, приз за лучший синопсис фестивального каталога. Всего восемь слов, но каких: «Решив расслабиться после трудового дня, мужчина теряет бдительность». 

Надо сказать, что бдительность в этом конкурсе теряли многие – и мужчины, и женщины. В «Море спокойствия» Исмаила Сафарали – еще одного москвича с кавказскими корнями – главный герой Джафар (Кямран Агабалаев) потерял бдительность так давно, что уже и не вспомнит, а теперь ему, узнавшему о новых родственных взаимовязях, запоздалое прозрение грозит почти эдиповым кризисом идентичности.

dvijenie 2 3"Море спокойствия", режиссер Исмаил Сафарали

Выпускник МШНК и победитель рынка проектов на прошлогоднем «Кинотавре», Сафарали – впрочем, как и Роберт Дэф, и некоторые другие участники конкурса, – уже успел побывать на многих кинофестивалях со своими предыдущими работами, в которых он тоже пристально изучал пограничные ситуации, когда выбор невозможен, но необходим.

Потерял бдительность и Коляся (Алексей Филимонов) – главный герой фильма вгиковца Рината Махмудова под неожиданным названием «Коляся». Сев за руль чужого грузовика, чтобы прокатить с ветерком девушку до вокзала, Коляся попадает с ветерком в тюрьму. Трагедия героя здесь, однако, не в том, что невинная шалость и джентльменский жест обошлись ему так дорого, но в событиях уже после отсидки: мы видим, что откинувшийся Коляся – это уже классический «лишний человек». В отличие от своих односельчан, он однажды о чем-то задумался, и больше он – не такой, как они.

dvijenie 2 04"Коляся", режиссер Ринат Махмудов

Похоже, дикомфорт от этой неудобной, неуступчивой, мизантропической правды жизни заставил режиссера в финале девальвировать собственную историю, обратив ее в декадентскую шутку, в виртуальную и не слишком травматичную игру воображения.

Вообще в урожае короткого метра этого года отчетливо веяло духом условных «вальсирующих» – молодых анархистов, чересчур свободных для этого мира и быстро становящихся его легкими, до обидного бессмысленными жертвами.

Ощутим этот вольный дух и в психологических «Каникулах» Юлии Калининой (ВГИК, мастерская Александра и Владимира Коттов) – о троице друзей, вместе проводящих отпуск. В этой гендерно-психологической киноповести режиссер комбинирует, условно, отечественную версию мамблкора и российского Хона Сан Су (скучающая троица бестолково проводит досуг) с довольно неожиданной – и потому сильной – островской «бесприданницей» (в фильме звучит монолог, заставляющий увидеть расклад во внезапном патриархальном ракурсе). Выясняется, что именно недостаток анархического и обусловленный им собственнический тип доминирующих отношений приводит героев к взаимному несчастью и к распаду их, казалось, жизнеспособной, воздушной, «вальсирующей» конструкции.

dvijenie 2 08"Каникулы", режиссер Юлия Калинина

Даже самая формалистичная и эксцентричная картина этой секции – снятая по чеховско-шагаловским мотивам «Тум балалайка» молодого, но уже довольно опытного режиссера Вениамина Илясова (МГИК) – и та посвящена героине, чьи добрачные отношения, романтические чувства этого периода расцениваются и ею, и автором как лучшее и главное, что можно потом вспомнить о собственной жизни.

dvijenie 2 05"Тум балалайка", режиссер Вениамин Илясов

Может быть, поэтому – как бы в результате сквозного, аккумулирующего влияния этого мотива – фильмом, взявшим главный приз, оказался «Ёф». В нем мерцающие силуэты вальсирующих с их удалью, либертинажем и вынужденным, неохотным взрослением проступают особенно рельефно.

Выпускник ВГИКа (сценарная мастерская Бородянского и Шевченко), а ныне студент Константина Богомолова в режиссерской лаборатории МХТ Николай Сидоров-Французов снял фильм о деревенском парне Сереге (Игорь Бычков), живущем в каком-то вагончике, где регулярно мастурбирует на афишу с Таней Булановой, его любимой певицей. Свободное время (хотя другого, кажется, у него и нет) Серега проводит с друзьями (Георгий Кудренко, Ольга Добрина) – такими же любителями пикников, выпивки и «собачьего кайфа».

dvijenie 2 06"Ёф", режиссер Николай Сидоров-Французов

В один из безмятежных летних дней они знакомятся с городской девушкой (Полина Виторган), приехавшей к бабушке на летние каникулы и тоже готовой присоединиться к безудержному веселью. Когда лето все-таки кончается, Серега, кажется, понимает, что счастье свое он потерял, причем дважды (и это, кстати, не спойлер, а интерпретация).

Потеряла бдительность и героиня «Маленького поезда» Тамары Дондурей, увезшего специальное упоминание жюри за лучшую режиссерскую работу. «Маленький поезд», – пожалуй, самый зрелый фильм конкурса, по-хорошему достойный не просто упоминания, а главного приза.

Проживающая в России двуязычная пара – русский отец (Егор Глухов) и француженка мать (Сесиль Плеже) – приводит к психотерапевту (Григорий Мануков) своего пятилетнего сына Николя (Николя Глухов), который до сих пор, хотя ему пора уже идти в школу, не разговаривает и не очень адекватно себя ведет. Мать расценивает поведение Николя как особенности трудного характера, но специалист понимает, что отказ от коммуникации – не симптом, а болезнь; видит и то, что проблемы развития ребенка тесно связаны с особенностями поведения и мышления его матери, «не думающей о себе». Фильм начинается со сцены чьего-то пробега по вагонам поезда, позднее мы поймем, что бежал ребенок, и что действия внутри железнодорожного состава происходят внутри его сознания (такова завязка сюжета). Цель психотерапевт – попытаться попасть внутрь этого поезда, пока он окончательно не скрылся за горизонтом.

Среди фильмов об аутистах, в том числе отечественных, немало удачных и ярких произведений, и, как в лучших из них, аутизм в «Маленьком поезде» тоже становится метафорой чего-то более значительного, нежели медицинский диагноз и его последствия. На сей раз мы видим аутизм (или, вернее, «аутичный спектр») с густым психоаналитическим отливом, аутизм не только медицинский, но и метафорический – как форму отказа от речи, от контакта, и не с кем-нибудь, а с родной матерью.

dvijenie 2 07"Маленький поезд", режиссер Тамара Дондурей

Выпускница Школы доккино и театра Марины Разбежкиной, Дондурей дебютировала три года назад успешной, попавшей на «Кинотавр» и затем на многие другие фестивали картиной «21 день» – о жизнелюбивых постояльцах хосписа. Это была настоящая отечественная версия «Лурда» с той существенной разницей, что неизлечимо больные герои Джессики Хауснер до последнего надеялись на чудо, а престарелые герои Дондурей давно догадались, что никакого другого чуда, кроме самой жизни с ее странным, маячащим впереди обрывом, не существует.

"21 день", режиссер Тамара Дондурей

Нынешний дебют в игровом кино обнаруживает режиссера заметно выросшего и всерьез многообещающего. Явные отличия «Маленького поезда» от многих собратьев по конкурсу – европейская плотность повествования, экономия выразительных средств, понимание значимости детали. При сохранении нынешних темпов качественного роста можно осторожно прогнозировать, что дебютный полный метр Дондурей станет работой большого автора.

Корабль современности. Заметки куратора выставки «Московская оттепель: 1953–1968»

№4, апрель

Корабль современности. Заметки куратора выставки «Московская оттепель: 1953–1968»

Евгения Кикодзе

С декабря 2016-го по апрель 2017-го в Музее Москвы (Провиантские склады) проходила выставка «Московская оттепель: 1953–1968». Она была приурочена к 50-летию ХХ съезда КПСС и посвящена культурным и социальным преобразованиям, проявившимся в десятилетие после ХХ съезда, которые были заметны прежде всего в культурном контексте столицы на различных общественных площадках.

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.

Новости

На «Кинотавре» наградили конкурсантов короткого метра

05.06.2014

В Сочи, где сейчас проходит 25-й Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр», закончились показы конкурсной программы короткометражных фильмов. 5 июня на пляже гостиницы «Жемчужина» состоялось объявление решений жюри и присуждение наград.