Двое в космосе. «Пассажиры», режиссер Мартен Тильдум

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышли "Пассажиры" Мортена Тильума с Крисом Прэттом и Дженнифер Лоуренс в главных ролях. Фантастическую мелодраму посмотрела Нина Цыркун.

До выхода на экран фильму Мартена Тильдума «Пассажиры» прочили успех «Аватара». Этот прогноз вряд ли сбудется. Не настолько это прорывной проект, в смысле масштабности и игры возможностями 3D технологий, и не настолько зрелищный. Вместо фантастических джунглей Пандоры здесь камерное (хотя и достаточно разветвленное) пространство космического корабля, за пределы которого выход осуществляется на небольшое расстояние длины троса, привязывающего скафандр к космическому кораблю. Вместо военного конфликта между цивилизациями c его социально-политическими аллюзиями, только приправленного романтической историей, здесь, наоборот, частная любовная коллизия. Но если «Пассажирам» и надлежит занять заметное место, то как раз за эту старую историю, рассказанную на новый лад.

Придумать абсолютно новую историю невозможно. Давно подсчитано, сколько сюжетов существует в мировой культуре; остальное – дело техники. Джон Спейтс написал (формально) оригинальный сценарий, но нашлись знатоки, обнаружившие в нем сходство с графическим комиксом 1953 года «50 Girls 50». Я его посмотрела и особых сходств не обнаружила, хотя из того комикса можно было бы развить жутчайшую драму: представьте себе, что чисто женский контингент из самых продвинутых ученых и самых тренированных воительниц затерялся в космосе, сбившись с пути к нужной «кротовой норе». «Дамочек в опасности» спасает необходимость бороться с внешними угрозами, не то страшно подумать, какой ад они бы себе устроили. А сюжет Спейтса абсолютно вегетарианский. Его действующие лица – мужчина и женщина на полном обеспечении и без всякой конкуренции – прямо-таки в раю. Но, может, именно райский комфорт, обеспечивая чистоту эксперимента, составляет главное испытание для этих двоих.

«Пассажиры», трейлер

Фантастический антураж «Пассажиров» – чисто условный прием, чтобы по принципу пиксель-арта приблизиться к четкому изображению объекта и его детализации. Условия практически лабораторные. Космический перевозчик с пятью тысячами пассажиров на борту несется к далекой планете, где эти люди обретут новую обитель, хотя ничто не намекает на то, что земная жизнь стала совсем невыносимой. Так что причины для переселения у каждого, видимо, чисто личные. По земным меркам полет должен продлиться сто двадцать лет, поэтому всех, включая экипаж, погрузили в анабиоз, и звездолет управляется автоматически. Но случился технический сбой, и один из пассажиров проснулся за девяносто лет до расчетного времени, до которого никак не успеет дожить. Неудачником оказался Джим Престон (Крис Пратт) – инженер-механик из Денвера, умелец на все руки. Но руки не к чему приложить – быт налажен идеально, так что приходится томиться бездельем. И главное – на корабле нет ни единого бодрствующего человека. Компанию поддерживает только Артур (Майкл Шин) – вежливый, предупредительный бармен, но у него есть существенный недостаток: он дроид. Хотя общение с Артуром не сулит драйвового развлечения – его поведение ограничено кодексом роботехники – тот иной раз роняет крупицы истинной мудрости. Например: «Пока ты думаешь о том, как хорошо тебе было бы где-то в другом месте, ты упускаешь возможность прожить свою жизнь здесь». (Между прочим, писатель Михаил Чулаки в повести «Отшельник» поступил со своим героем жестче: тому, по условиям эксперимента, следовало жить в приятном климате при абсолютном отсутствии всего «человеческого»; музыку, например, можно было слушать только инструментальную, и никакого видео). Однако Джим не одарен достаточной рефлективной способностью, чтобы наподобие «Отшельника» Кита Шармака, писателя, предаться думам о времени, о себе и о мире, или же по-буддистски принять совет Артура и по-простому предаться сущему, извлекая из него радость бытия. Джим, протянув в райских по сравнению с этими условиях год, не выдержал и решился на рисковый шаг: пробудить себе «спящую невесту», выбрав из пяти тысяч пассажиров нью-йоркскую журналистку Аврору Данн (Дженнифер Лоуренс).

Passengers 2«Пассажиры»

В любом кино, в том числе американском, как и в реальной жизни, бывают периоды особого упования на индивида либо на коллектив, на взаимоподдержку. По моим наблюдениям, в последнее время в Голливуде этот маятник качнулся в сторону индивидуализма. «Эверест» Бальтасара Кормакура, «Прогулка» Роберта Земекиса, «Марсианин» Ридли Скотта, «Выживший» Алехандро Иньяритту сходны в том, что можно назвать сверхидеей: так или иначе это рассказ об одиночестве и одиночке, выживающем или не выживающем в экстремальных условиях. Иначе говоря – о личной ответственности. Наверное, маятник дошел до предела и пора ему подать назад. «Пассажиры» – как раз такой случай. Джим Престон не выдержал одиночества, обзавелся подругой. На борту «Авалона» воцарилось полное благоденствие. Но прямодушный Артур своей наивностью нечаянно сыграл роль ветхозаветного Змия, и свершилось символическое изгнание из рая. Продолжая эксперимент, Джон Спейтс и Мартен Тильдум заставляют своих героев пройти серию опаснейших испытаний, чтобы вернуть утерянный рай.

Авторы фильма не стали педалировать на страданиях людей, капсулированных в вечном «здесь и теперь», сосредоточив внимание персонажей друг на друге. Что в итоге? Распространяя результаты эксперимента за пределы экрана, можно вывести мораль: человечество способно мирно сосуществовать только перед лицом общей угрозы. Не то оно обязательно найдет повод, чтобы рассориться и «отморозить себе уши» назло бывшему другу.

Тень на бетонке. «Оптимисты», режиссер Алексей Попогребский

№4, апрель

Тень на бетонке. «Оптимисты», режиссер Алексей Попогребский

Катерина Тарханова

У вдовца была любовница, но из-за дочки он долго не женился, и от обиды любовница однажды случайно изменила. Правда, он тоже изменял, но «по праву». У вдовца был также тайный враг, притворявшийся другом, и на основе непроверенных данных он сообщил о случае с этой любовницей. Вдовец ее прогнал. А в подчинении у него была красавица, но муж ее жил в другом городе, и она завела женатого любовника – того самого тайного врага, который притворялся другом.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

Европейская киноакадемия определила главные достижения уходящего года

02.12.2012

1 декабря на Мальте состоялась 25-я церемония вручения наград Европейской киноакадемии (EFA). Победителем и главным фаворитом премии с заметным отрывом от остальных участников стала драма Михаэля Ханеке «Любовь» (Amour). Она собрала награды за «лучший фильм», «лучшего режиссера» и за «лучших исполнителей» главных ролей, мужской и женской (соответственно Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива).