Двое в космосе. «Пассажиры», режиссер Мартен Тильдум

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышли "Пассажиры" Мортена Тильума с Крисом Прэттом и Дженнифер Лоуренс в главных ролях. Фантастическую мелодраму посмотрела Нина Цыркун.

До выхода на экран фильму Мартена Тильдума «Пассажиры» прочили успех «Аватара». Этот прогноз вряд ли сбудется. Не настолько это прорывной проект, в смысле масштабности и игры возможностями 3D технологий, и не настолько зрелищный. Вместо фантастических джунглей Пандоры здесь камерное (хотя и достаточно разветвленное) пространство космического корабля, за пределы которого выход осуществляется на небольшое расстояние длины троса, привязывающего скафандр к космическому кораблю. Вместо военного конфликта между цивилизациями c его социально-политическими аллюзиями, только приправленного романтической историей, здесь, наоборот, частная любовная коллизия. Но если «Пассажирам» и надлежит занять заметное место, то как раз за эту старую историю, рассказанную на новый лад.

Придумать абсолютно новую историю невозможно. Давно подсчитано, сколько сюжетов существует в мировой культуре; остальное – дело техники. Джон Спейтс написал (формально) оригинальный сценарий, но нашлись знатоки, обнаружившие в нем сходство с графическим комиксом 1953 года «50 Girls 50». Я его посмотрела и особых сходств не обнаружила, хотя из того комикса можно было бы развить жутчайшую драму: представьте себе, что чисто женский контингент из самых продвинутых ученых и самых тренированных воительниц затерялся в космосе, сбившись с пути к нужной «кротовой норе». «Дамочек в опасности» спасает необходимость бороться с внешними угрозами, не то страшно подумать, какой ад они бы себе устроили. А сюжет Спейтса абсолютно вегетарианский. Его действующие лица – мужчина и женщина на полном обеспечении и без всякой конкуренции – прямо-таки в раю. Но, может, именно райский комфорт, обеспечивая чистоту эксперимента, составляет главное испытание для этих двоих.

«Пассажиры», трейлер

Фантастический антураж «Пассажиров» – чисто условный прием, чтобы по принципу пиксель-арта приблизиться к четкому изображению объекта и его детализации. Условия практически лабораторные. Космический перевозчик с пятью тысячами пассажиров на борту несется к далекой планете, где эти люди обретут новую обитель, хотя ничто не намекает на то, что земная жизнь стала совсем невыносимой. Так что причины для переселения у каждого, видимо, чисто личные. По земным меркам полет должен продлиться сто двадцать лет, поэтому всех, включая экипаж, погрузили в анабиоз, и звездолет управляется автоматически. Но случился технический сбой, и один из пассажиров проснулся за девяносто лет до расчетного времени, до которого никак не успеет дожить. Неудачником оказался Джим Престон (Крис Пратт) – инженер-механик из Денвера, умелец на все руки. Но руки не к чему приложить – быт налажен идеально, так что приходится томиться бездельем. И главное – на корабле нет ни единого бодрствующего человека. Компанию поддерживает только Артур (Майкл Шин) – вежливый, предупредительный бармен, но у него есть существенный недостаток: он дроид. Хотя общение с Артуром не сулит драйвового развлечения – его поведение ограничено кодексом роботехники – тот иной раз роняет крупицы истинной мудрости. Например: «Пока ты думаешь о том, как хорошо тебе было бы где-то в другом месте, ты упускаешь возможность прожить свою жизнь здесь». (Между прочим, писатель Михаил Чулаки в повести «Отшельник» поступил со своим героем жестче: тому, по условиям эксперимента, следовало жить в приятном климате при абсолютном отсутствии всего «человеческого»; музыку, например, можно было слушать только инструментальную, и никакого видео). Однако Джим не одарен достаточной рефлективной способностью, чтобы наподобие «Отшельника» Кита Шармака, писателя, предаться думам о времени, о себе и о мире, или же по-буддистски принять совет Артура и по-простому предаться сущему, извлекая из него радость бытия. Джим, протянув в райских по сравнению с этими условиях год, не выдержал и решился на рисковый шаг: пробудить себе «спящую невесту», выбрав из пяти тысяч пассажиров нью-йоркскую журналистку Аврору Данн (Дженнифер Лоуренс).

Passengers 2«Пассажиры»

В любом кино, в том числе американском, как и в реальной жизни, бывают периоды особого упования на индивида либо на коллектив, на взаимоподдержку. По моим наблюдениям, в последнее время в Голливуде этот маятник качнулся в сторону индивидуализма. «Эверест» Бальтасара Кормакура, «Прогулка» Роберта Земекиса, «Марсианин» Ридли Скотта, «Выживший» Алехандро Иньяритту сходны в том, что можно назвать сверхидеей: так или иначе это рассказ об одиночестве и одиночке, выживающем или не выживающем в экстремальных условиях. Иначе говоря – о личной ответственности. Наверное, маятник дошел до предела и пора ему подать назад. «Пассажиры» – как раз такой случай. Джим Престон не выдержал одиночества, обзавелся подругой. На борту «Авалона» воцарилось полное благоденствие. Но прямодушный Артур своей наивностью нечаянно сыграл роль ветхозаветного Змия, и свершилось символическое изгнание из рая. Продолжая эксперимент, Джон Спейтс и Мартен Тильдум заставляют своих героев пройти серию опаснейших испытаний, чтобы вернуть утерянный рай.

Авторы фильма не стали педалировать на страданиях людей, капсулированных в вечном «здесь и теперь», сосредоточив внимание персонажей друг на друге. Что в итоге? Распространяя результаты эксперимента за пределы экрана, можно вывести мораль: человечество способно мирно сосуществовать только перед лицом общей угрозы. Не то оно обязательно найдет повод, чтобы рассориться и «отморозить себе уши» назло бывшему другу.

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Колонка главного редактора

Новая жизнь «Искусства кино». Обращение Антона Долина

10.07.2017

Здравствуйте! Я – кинокритик Антон Долин. Возможно, вы знаете меня по эфирам радио- и телепередач, по статьям в разных изданиях и нескольким книгам. Но обращаюсь я к вам в ином, новом для меня, качестве: как главный редактор журнала «Искусство кино». В эту невероятно почетную и ответственную должность я вступил с начала лета.

Новости

Объявлена конкурсная программа 3-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение»

13.04.2015

3-й Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» представил конкурсную программу, в которую вошли программа полнометражных фильмов «Движение. Вперед», короткометражная секция «Движение. Начало» и документальная программа «Движение. Жизнь», ставшая в этом году соревновательной.