Двое в космосе. «Пассажиры», режиссер Мартен Тильдум

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В прокат вышли "Пассажиры" Мортена Тильума с Крисом Прэттом и Дженнифер Лоуренс в главных ролях. Фантастическую мелодраму посмотрела Нина Цыркун.

До выхода на экран фильму Мартена Тильдума «Пассажиры» прочили успех «Аватара». Этот прогноз вряд ли сбудется. Не настолько это прорывной проект, в смысле масштабности и игры возможностями 3D технологий, и не настолько зрелищный. Вместо фантастических джунглей Пандоры здесь камерное (хотя и достаточно разветвленное) пространство космического корабля, за пределы которого выход осуществляется на небольшое расстояние длины троса, привязывающего скафандр к космическому кораблю. Вместо военного конфликта между цивилизациями c его социально-политическими аллюзиями, только приправленного романтической историей, здесь, наоборот, частная любовная коллизия. Но если «Пассажирам» и надлежит занять заметное место, то как раз за эту старую историю, рассказанную на новый лад.

Придумать абсолютно новую историю невозможно. Давно подсчитано, сколько сюжетов существует в мировой культуре; остальное – дело техники. Джон Спейтс написал (формально) оригинальный сценарий, но нашлись знатоки, обнаружившие в нем сходство с графическим комиксом 1953 года «50 Girls 50». Я его посмотрела и особых сходств не обнаружила, хотя из того комикса можно было бы развить жутчайшую драму: представьте себе, что чисто женский контингент из самых продвинутых ученых и самых тренированных воительниц затерялся в космосе, сбившись с пути к нужной «кротовой норе». «Дамочек в опасности» спасает необходимость бороться с внешними угрозами, не то страшно подумать, какой ад они бы себе устроили. А сюжет Спейтса абсолютно вегетарианский. Его действующие лица – мужчина и женщина на полном обеспечении и без всякой конкуренции – прямо-таки в раю. Но, может, именно райский комфорт, обеспечивая чистоту эксперимента, составляет главное испытание для этих двоих.

«Пассажиры», трейлер

Фантастический антураж «Пассажиров» – чисто условный прием, чтобы по принципу пиксель-арта приблизиться к четкому изображению объекта и его детализации. Условия практически лабораторные. Космический перевозчик с пятью тысячами пассажиров на борту несется к далекой планете, где эти люди обретут новую обитель, хотя ничто не намекает на то, что земная жизнь стала совсем невыносимой. Так что причины для переселения у каждого, видимо, чисто личные. По земным меркам полет должен продлиться сто двадцать лет, поэтому всех, включая экипаж, погрузили в анабиоз, и звездолет управляется автоматически. Но случился технический сбой, и один из пассажиров проснулся за девяносто лет до расчетного времени, до которого никак не успеет дожить. Неудачником оказался Джим Престон (Крис Пратт) – инженер-механик из Денвера, умелец на все руки. Но руки не к чему приложить – быт налажен идеально, так что приходится томиться бездельем. И главное – на корабле нет ни единого бодрствующего человека. Компанию поддерживает только Артур (Майкл Шин) – вежливый, предупредительный бармен, но у него есть существенный недостаток: он дроид. Хотя общение с Артуром не сулит драйвового развлечения – его поведение ограничено кодексом роботехники – тот иной раз роняет крупицы истинной мудрости. Например: «Пока ты думаешь о том, как хорошо тебе было бы где-то в другом месте, ты упускаешь возможность прожить свою жизнь здесь». (Между прочим, писатель Михаил Чулаки в повести «Отшельник» поступил со своим героем жестче: тому, по условиям эксперимента, следовало жить в приятном климате при абсолютном отсутствии всего «человеческого»; музыку, например, можно было слушать только инструментальную, и никакого видео). Однако Джим не одарен достаточной рефлективной способностью, чтобы наподобие «Отшельника» Кита Шармака, писателя, предаться думам о времени, о себе и о мире, или же по-буддистски принять совет Артура и по-простому предаться сущему, извлекая из него радость бытия. Джим, протянув в райских по сравнению с этими условиях год, не выдержал и решился на рисковый шаг: пробудить себе «спящую невесту», выбрав из пяти тысяч пассажиров нью-йоркскую журналистку Аврору Данн (Дженнифер Лоуренс).

Passengers 2«Пассажиры»

В любом кино, в том числе американском, как и в реальной жизни, бывают периоды особого упования на индивида либо на коллектив, на взаимоподдержку. По моим наблюдениям, в последнее время в Голливуде этот маятник качнулся в сторону индивидуализма. «Эверест» Бальтасара Кормакура, «Прогулка» Роберта Земекиса, «Марсианин» Ридли Скотта, «Выживший» Алехандро Иньяритту сходны в том, что можно назвать сверхидеей: так или иначе это рассказ об одиночестве и одиночке, выживающем или не выживающем в экстремальных условиях. Иначе говоря – о личной ответственности. Наверное, маятник дошел до предела и пора ему подать назад. «Пассажиры» – как раз такой случай. Джим Престон не выдержал одиночества, обзавелся подругой. На борту «Авалона» воцарилось полное благоденствие. Но прямодушный Артур своей наивностью нечаянно сыграл роль ветхозаветного Змия, и свершилось символическое изгнание из рая. Продолжая эксперимент, Джон Спейтс и Мартен Тильдум заставляют своих героев пройти серию опаснейших испытаний, чтобы вернуть утерянный рай.

Авторы фильма не стали педалировать на страданиях людей, капсулированных в вечном «здесь и теперь», сосредоточив внимание персонажей друг на друге. Что в итоге? Распространяя результаты эксперимента за пределы экрана, можно вывести мораль: человечество способно мирно сосуществовать только перед лицом общей угрозы. Не то оно обязательно найдет повод, чтобы рассориться и «отморозить себе уши» назло бывшему другу.

Портрет JAM-класса в сумерках кризиса. «Коло», режиссер Тереза Виллаверде

№2, февраль

Портрет JAM-класса в сумерках кризиса. «Коло», режиссер Тереза Виллаверде

Жанна Васильева

Одна из ярких звезд в плеяде нового португальского кино (наряду с Жуаном Педру Родригишем и Мигелом Гомишем) пятидесятилетняя португальская актриса и режиссер Тереза Виллаверде привезла в Берлин фильм, в котором соединились две линии: жесткого социального анализа и медитативного поэтического кинематографа. Вполне в духе ее предыдущих картин «Мутанты» (1998), «Лебедь» (2013), замеченных критиками в Канне и Венеции… Но по сравнению с ними «Коло» выглядит менее радикальным, более эстетским и дрейфующим от артхаусного кино в сторону художественной видеоинсталляции.

Колонка главного редактора

Российская смысловая матрица

07.06.2016

Культуролог Даниил Дондурей о творцах понимания российской жизни. Републикация статьи в газете «Ведомости».

Новости

Завершился 35-й Московский международный кинофестиваль

30.06.2013

29 июня в Москве состоялась церемония закрытия крупнейшего российского кинофестиваля. Главный приз в конкурсной программе, собравшей 16 номинантов, завоевала картина «Частица» турецкого режиссера Эрдема Тепегеза, посвященная девушке, ищущей в Стамбуле работу. Актриса Жале Арикан, исполнившая в «Частице» главную роль, признана лучшей актрисой. Приз за лучшую мужскую роль присужден Алексею Шевченкову, сыгравшему в фильме «Иуда» режиссера Андрея Богатырева.