Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Экзорцизм - Искусство кино

Экзорцизм

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Каннские звезды добираются до нашего проката. Наступил черед фильма «За холмами», заработавшего в Канне призы за сценарий (Кристиан Мунджу, он же режиссер) и за лучшую женскую роль (актрисы Космина Стратан с Кристиной Флутур). Вроде бы и сценарий актуальный дальше некуда, и дебютантки играют с очевидной самоотдачей, да и режиссуру не в чем особенно упрекнуть.

Однако второй фильм обладателя «Золотой ветви» – ее Мунджу получил за «Четыре месяца, три недели, два дня» – уступает истории про других, из социалистической Румынии девочек, одна из которых делает подпольный аборт, а другая ей жертвенно, и не упрекая при этом, помогает.

При всех ясных, казалось бы, достоинствах картины «За холмами» остается твердое впечатление: Мунджу так и не решил, про что и зачем он снимает и что его по-настоящему волнует, кроме настойчивых, впаянных в специальные обстоятельства, отношений девочек. Теперь у Мунджу речь о любви-дружбе монахини Войкицы и Алины, приехавшей к ней из Германии, куда она отправилась на заработки, изнемогла там от одиночества, депрессий, но надеется выжить или излечиться, если увезет с собой подругу. Прежде они вместе отбывали срок в приюте, потом их пути разошлись. Алина так привязалась к подруге (или все же бывшей любовнице?), что не мыслит своей жизни без нее. Да, это любовь – не иначе. Или все-таки болезнь, проявляющаяся в судорогах, психопатических или эпилептических приступах, которые невозможно мирным путем, без «скорой помощи» и медицинских препаратов усмирить. Что в фильме показано и даже срифмовано: Алине связывают руки-ноги и привязывают ее к кровати в больнице точно так же, как в монастыре – к деревянным доскам в форме креста. Репрессивность медучреждений и монастырской обители подана как «норма» равнодушной среды, обязанной заботиться о теле и душе страждущих, но пренебрегающей такой заботой. Тут есть закавыка.

Beyond-the-Hills

Мунджу смешивает, не разделяя, мотивации поведения своих героинь и условия их обитания в жалком приюте, во враждебной Германии, в нищем монастыре со священником-диссидентом: епископ не освящает тут церковь, так как она не расписана. Денег для художника не найти. Но служба ведется, и народ из окрестных деревень приходит. Тот же священник под напором Войкицы, внимательной подруги и старой монахини решается на ритуал экзорцизма, ставший причиной смерти Алины.

В основе сценария – реальная история, случившаяся в 2005 году в румынском монастыре, где уморили девушку, из которой изгоняли дьявола. Журналистское расследование, документальные повести, суд над священником, проводившим эти убийственные сеансы и лишенным сана, спровоцировали Мунджу на создание этого фильма. И на желание сохранить «динамичное равновесие»: не выносить «морального приговора» настоящим или мнимым виновным в смерти его героини. Допустим. Но что-то не сходится. То ли в роли Алины, влюбленной в Войкицу до безумия в прямом смысле слова. То ли в роли Войкицы, сначала поверившей в добродетельное изгнание дьявола, а после смерти подруги вызвавшейся сесть в полицейскую машину вместе с другими монахинями, которые (в отличие от нее) привязывали смертницу к доскам, держали без воды и еды.

dupa-dealuri2

Все вроде сделано правильно: раскаяние, будущее наказание, болтовня не циничных, а обычных полицейских (в финале фильма) о мальчишке – убийце своей мамы, выложившем убийство в интернет. «Диагноз» времени поставлен, «святая наивность» показана и, может быть, разоблачена. Даже лицемерная хитрость обывателей – семьи, удочерившей Алину после приюта, продемонстрирована. Фильм длинный, многому нашлось в нем место. Но что-то самое главное, во имя чего он затевался, упущено.  

В фильме «Четыре месяца…» Отилия, подруга беременной, которой не хватило денег заплатить за подпольный аборт, ложилась под доктора, чтобы компенсировать недостачу его гонорара. А потом носилась по ночному городу в поисках помойки, куда можно выбросить абортированный плод, чтобы не загреметь под суд. Отилия, сыгранная Анамарией Маринкой, воплощала собой солидарность. Бескорыстную и отважную. Или, пожалуй, «социализм с человеческим лицом». Причем в самом жестоком и самом возвышенном смысле этой употребленной на все лады формулы. Она была ее действенная и буквальная реинкарнация, обеспечившая не тривиальную содержательность фильма о предреволюционном – на излете социализма – румынском времени. А не только и не столько о запрещенных абортах.

В истории же о постреволюционном румынском времени Мунджу увлекся голой фабулой. Впрочем, она настолько возмутительна и социально значима, что о содержательных глубинах, скрытых за такой фабулой, можно не беспокоиться. И ее достаточно.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве состоится премьера фильма «В ауте»

19.11.2012

Премьера фильма «В ауте» Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова-Рау состоится в кинотеатре «Художественный» (Москва) 21 ноября. В центре «Аута» – героиня-аутист Соня Шаталова и ее дневники, но сами авторы считают, что тема их картины выходит далеко за границы частной жини героини: «Что происходит сегодня с нами? Куда мы идем? На что мы тратим свое время? Свободны ли мы? Ответы на эти вопросы придут с самой неожиданной стороны».