Эпоха Водолея

  • Блоги
  • Нина Цыркун

2 октября в российский прокат выходит новый психотриллер Дэвида Финчера «Исчезнувшая» (Gone Girl) с Беном Аффлеком и Розамунд Пайк в главных ролях. С шокирующими подробностями – Нина Цыркун.


Коробка с фигурками Панча и Джуди – подарок, оставленный мужу женой, исчезнувшей в день юбилея свадьбы - ключ к фильму Дэвида Финчера. Супружеская пара из ярмарочных представлений, чуть ли ни начисто изгнанная из современного быта агрессивным натиском политкорректности, появилась в «Исчезнувшей» как знак черной комедии, жанр которой заставляет отнестись к происходящему на экране достаточно серьезно, но все же не теряя чувства юмора. Вся штука в том, что традиционный расклад в этом тандеме, унаследованным из комедии дель’арте, радикально поменялся: теперь грубиян и задира Панч превратился в безответного страдальца – и вечный ребенок с телячьими глазами Бен Аффлек в роли Ника точнейшим образом соответствует образу; соответственно его терпеливая женушка обернулась сущей ведьмой, интриганкой и гениальной притворщицей – холодная утонченная блондинка Розамунд Пайк прекрасно изображает все три стороны характера своей Эми, обрекающей мужа на смертную казнь.


«Исчезнувшая», трейлер

Популярный роман Джиллиан Флинн, вышедший в свет пару лет назад, адаптирован для экрана самой писательницей, которая отважно открыла все карты примерно на половине фильма. Эми, та самая «исчезнувшая», в деталях рассказывает и показывает всю подноготную событий, о которых до тех пор зрители, полицейские, Ник и сочувствующая ему сестра-двойняшка Марго (его, можно сказать, мозговой центр) могли только строить догадки. Никакого разочарования, однако, зрители не испытывают: вопреки введению спойлера действие под синкопирующий музыкальный аккомпанемент набирает напряженность, хотя о том, что будет дальше и чем сердце успокоится, нетрудно догадаться. Но это ведь не простой триллер, а психологический, поэтому интересно наблюдать не сюжет, а хирургически бесстрастно препарированную жизнь, оттенки поведения взятых режиссером под увеличительное стекло героев; наконец – судьбу благополучного брака, давшего трещину вслед за экономическим кризисом. Супруги Данн, что называется, типичные представители современности, люди эпохи Водолея, эпохи торжества феминизма, которая изменила лицо супружества, сделав брак далеко необязательным и перевернув в нем традиционное распределение ролей. Маниакально возжаждав свободы, Эми играет в сложную, опасную и циничную игру, ловко манипулируя мужчинами как марионетками, как деревянными куклами, которые она оставила в подарок Нику, отбывая в безвестность. Ника Эми тоже вовлекла в эту игру, подбросив «ключи», с помощью которых он роет себе яму. Ее главный козырь, конечно, есть производная от ее основного преимущества – прокреативной функции; фабула спектакля, который она устраивает для «всей Америки», есть как раз ловкая спекуляция на этой функции, благодаря чему можно вызвать жалость, любовь, сочувствие и т.д.

Gone-Girl-2
«Исчезнувшая»

Красота игры, затеянной Эми, покорила и мужчин, в том числе даже юного напарника детектива Ронды Боуни (Ким Дикенс). А вот она сама – видно, зная женскую породу – до поры все же сомневалась в виновности Ника. Однако под тяжестью улик и она сдается, уверившись в том, что он убил свою жену. Если по одиночке люди способны включать мозги, испытывать сомнения и проверять факты, то сбившись в толпу, они легко ловятся на удочку подтасованных фактов и беззастенчивого вранья. Эми становится возлюбленной Америки, а Ник - врагом народа. Ловкие дамочки-телеведущие способны за час эфира разрушить чужую жизнь, приговорить человека к смертной казни, но при изменении ситуации готовы враз сдать назад и столь же убедительно возвести его в ранг всенародного любимца. Дэвид Финчер хорошо знает устройство масс-медиа, он в «Зодиаке» показал, как они действуют, действительно превращаясь в четвертую власть, бесстыдную и своекорыстную. Он внезапно меняет рассказчика, меняет точку зрения и вслед за этим постепенно меняется наше представление о происходящем; любовь переходит в ненависть, ужас в смирение, триллер – в гиньоль.

Gone-Girl-3
«Исчезнувшая»

Пристальное рассмотрение незаметно, но с неумолимой обоснованностью приводит к тому, что в роковой ситуации равно виноваты оба. Получается, что тихая покладистость вместе с инертностью и тайными изменами не менее убийственны, чем озлобленная истеричная мстительность. Поэтому неожиданный, абсурдный финал на самом деле вполне логичен.

«Артдокфест»–2016. Неигровое кино: реальность и рефлексия

№1, январь

«Артдокфест»–2016. Неигровое кино: реальность и рефлексия

«Круглый стол» «Искусства кино» и «Артдокфеста». Модератор – Даниил Дондурей. ДАНИИЛ ДОНДУРЕЙ. Когда мы с Виталием Манским планировали эту – уже пятую нашу совместную – дискуссию, я предложил тему радикализации неигрового кино, то есть хотел обсудить расширение его границ, которое, как мне кажется, происходит в последнее время, но не обсуждается, не проблематизируется.

Прогноз на завтра отменяется

Колонка главного редактора

Прогноз на завтра отменяется

09.08.2011

Почему в России во всей своей красе процветает оккультизм? Людям трудно жить в постоянном ощущении непредсказуемости, непрогнозируемости всех процессов. Не может корабль большого государства без лоцманской карты, без руля и ветрил нестись по океанскому простору, подчиняясь исключительно правильным речам капитанов.

Новости

Вышел февральский номер «ИК»

07.03.2013

Каждый год журнал обращается к фестивалю «Артдокфест». И это не случайно. Программы, включающие и дебюты, и работы известных отечественных и зарубежных мастеров, позволяют говорить не только о важнейших проблемах сегодняшней документалистики и даже не только о главных трендах кино, но и — шире — об актуальных тенденциях мирового современного искусства. Вот и в этом номере материалы, напрямую или косвенно инспирированные «Артдокфестом»-2012, составили большую часть содержания.