Фильм ужаса

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

В четвертом репортаже Зары Абдуллаевой с Артдокфеста-2014 – «Длинное. Черное. Облако опускается» Александры Лихачевой.


artdocfest-logoЕхали, ехали и доехали они до моря. «До нашего, российского моря», где ни разу не бывал один из героев картины «Длинное. Черное. Облако опускается» Александры Лихачевой. На море в зимнюю пору была олимпийская пустота, и Денису привиделся в этом пейзаже фильм ужасов. Действительно, таков жанр этого роуд-муви. Ничто, однако, кроме названия, не предвещало в автомобильном путешествии обычных представителей нашего среднего класса из Москвы в Сочи, на Олимпиаду, постепенного сгущения атмосферного давления. Но оно случилось исподволь, незаметно. Притом, что общий тон картины вполне элегический, а повадки, речь, реакции персонажей – узнаваемы, привычны. Никакой в них нет экстравагантности или намека на черное длинное облако, невидимо заслонившее светлый день, когда море шумело и ласкало взгляд.

Денис, Саша – молодые столичные парни – жили, не тужили, покуда их головы не забили рекламным напором, хлынувшим из телевизора, о грядущей Олимпиаде. Ничем не обремененные, они, наверняка технари пока невысокого розлива, пустились в путь.
Лихачева перебивает путешествие пребыванием своих героев в чате, знакомя таким образом с их интересами, шутками. С их миром напрямик, в обычном времяпрепровождении. Ничего особенного. Никаких облаков в штанах. Какой-то парниша задает вопрос одному из персонажей, зачем тот живет? Саша реагирует без паузы: «Чтоб в Сочи поехать». Диалог-треп убивает время, с которым Саше, Денису не очень понятно, что делать. Но – «все так живут». Но – пока черное облако не накроет их с головой. Или они его не заметят.

Пустота, поразившая парней на берегу зимнего моря, отзывается – по ходу движения их авто, в монтажной кантилене Лихачевой – персональной пустоте путешественников. Чем ближе к финалу, тем более звенят эти пустоты.

Едут они, едут, останавливаются. Смотрят открытие Олимпиады по телику. Реплики («Янукович, что ль? Пробрался гадёныш», «Сань, это наша Олимпиада») точны в том смысле, что ничего, буквально ничего не говорят об ориентации на местности, в себе и в мире этих естественных людей с высшим образованием. Ничего, кроме кальки с чужих присвоенных слов.

«Длинное. Черное. Облако опускается», трейлер

Как заполнить, насытить свое порожнее нутро, им неведомо. Хорошо, есть призывный экран мониторов, снабжающий необходимой информацией о возможностях человека. Но реальность, всем известно, круче любых о ней знаний, представлений. Зависая по пути в Сочи с девчонкой, найденной в сети, в столовке, у экрана телика, комментируя соревнования («Это наша бежит? А что, норвежка? Сумасшедшая…»), попадая на свадьбу в Воронежской, кажется, области, заезжая к тетке одного из приятелей, который предупреждает другого не говорить с ней о политике, Сталине, Пиночете, но тот не выдерживает и спрашивает сельхозработницу, не понимающую про Майдан и «наших», о Навальном, слушая бодрый голос авторадио о всенародном ликовании по поводу Олимпиады, ребята застревают в Краснодаре. В толпе страждущих получить паспорта болельщиков. Очередь на долгие часы. Тут одному из двух героев почудилось «какое-то опустошение внутри» и захотелось домой.

Обратный путь хоть и вывел на море, оказался менее вдохновляющим. Барышня, с которой они оттянулись по дороге к Сочи, еще раз отдохнуть отказалась. А на нелепый, от нечего делать вопрос, можно ли повстречается с ней на майские праздники, сообщила, что поедет к бабушке в Луганск на все лето.

artdocfest-4-2«Длинное. Черное. Облако опускается»

Лихачева не делает акцент на отблеске надвигающегося (к весне и за морским горизонтом) черного длинного облака. Но реплика, прозвучавшая спонтанно, обыкновенно, хлещет зрителя по ушам наотмашь.

Режиссер продолжает двигать путешественников к пустынному берегу, где один из них будет щелкать, а другой, глядя вдаль, попросит не фотографировать. Лихачева оборвет эту счастливую короткую сценку просто, обыденно. Ее роуд-муви – не роман воспитания. Браво. Пока – лучший фильм конкурса.

Марина Разбежкина: «Документальный фильм: нужен ли сценарий?» (окончание)

№2, февраль

Марина Разбежкина: «Документальный фильм: нужен ли сценарий?» (окончание)

Никита Карцев

Беседу ведет Никита Карцев. Окончание. Начало см.: «Искусство кино», 2017, № 1.

Колонка главного редактора

Персонально ваш

11.10.2015

― В Москве – 15 часов и 8 минут, и меня зовут Ольга Журавлёва, а персонально наш сегодня главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.