Флаг в руки

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Выходящий в кинопрокат «Штурм Белого дома» Роланда Эммериха пополняет галерею патриотических боевиков производства США, а россиянам служит напоминанием об их различиях с американцами, считает Нина Цыркун. 


Когда еще доведется заглянуть в спальню президента Соединенных Штатов? Хоть и киношную, но один в один с настоящей. Как и президент Сойер – не Обама, конечно, но совершенно беззастенчиво с него списанный – элегантный и демократичный говорун (Джейми Фокс). Название «Штурм Белого дома» сразу же заставляет вспомнить российские события 1993 года, когда танки Таманской дивизии стреляли по дому российского парламента. Но куда там: размах этого боевика нашим не снился; для любителя пиротехники (если не сказать – пироманьяка) Роланда Эммериха, привыкшего к глобальным масштабам, не проблема взорвать Капитолий и крепко покорежить Белый дом, правда, кроме особо укрепленной территории восточного крыла, где находятся президентские апартаменты.

white-house-down-movie-pictures-13
«Штурм Белого дома»

Конечно, мы такое уже видали: «День независимости» того же Эммериха, «Крепкие орешки», «Президентский самолет» и совсем свежее «Падение Олимпа», уж не знаю – по недосмотру ли агентов промышленного шпионажа или напротив, по замыслу контрпрограммирования – вышедшее всего месяца три назад. Уже и отдельный жанр сложился: «президент в опасности». Но такой именитый режиссер не может свести всю историю к экзерсису на заданную и хорошо обкатанную тему. Впрочем, тема – ерунда, главное – пафосное авторское послание, а в нем – ясно читаемый призыв к единению нации на основе патриотизма. И послание это написано четким и лаконичным языком, без всяких затей и эвфемизмов. Джеймс Вандербилт четко расставил в своем сценарии все акценты.

Говорят, раз в год и палка стреляет. В «Штурме» стреляет флаг, о чем и не подумаешь, когда в начале фильма бывшая жена упрекает мужа в том, что он не пришел в школу на смотр талантов, где их дочь крутила флаг, для чего упорно тренировалась полтора месяца. (Отец тоже не поверил в то, что это полезный талант.) Известно, что американцы не стыдятся помещать национальный флаг в кинокадр, но, казалось бы, вот так напрямую соединить его с архетипическим образом ребенка – это уж перебор. Да нет, если вспомнить, что нынешний вариант звездно-полосатого был принят в 1960 году по эскизу старшеклассника Роберта Хефта.

white-house-down-movie-pictures-16
«Штурм Белого дома»

Флаг в пропаганде патриотизма вещь незаменимая. Он в своей знаковой прагматике лишен неопределенности и издержек интерпретации, он не подлежит дешифровке, его следует просто принять со всей его откровенной символикой. Может, отсюда и идея дать флаг в руки ребенку? Дети ведь тоже считаются чистыми и свободными. (Опровергать этот тезис здесь не место, хотя…).

Еще один тезис, ради которого организовали дорогостоящий штурм Белого дома, – семейные связи как основа сильного государства. Девочка (Джои Кинг), которая крутит флаг, сомневается в том, что ее папа – самый лучший в мире. Но само собой, убеждается в его суперкачестве благодаря тому, что папа (Ченнинг Татум) спасает и этот Дом, и президента, и Америку, а заодно и мир.

white-house-down-movie-pictures-12
«Штурм Белого дома»

Про президента нужно сказать отдельно. Он, конечно, обаятелен, умен, а главное – миролюбив, о чем не только с экрана говорит, но и по телевизору у себя за спиной бубнит. И потому так любит его девочка Эмили – ведь это президент, объявив сокращение военных действий, вернул папу с войны. Однако ж, попадая в опасную ситуацию, он рядом с ее папой Джоном бледнеет, признаваясь: «Я так не могу». И всем ясно, что президенты держатся на таких вот простых парнях с такими простыми именами, на надежных синеворотничковых бывших морпехах.

white-house-down-movie-pictures-14
«Штурм Белого дома»

Американцам, небось, в голову не придет, что может быть иначе, а вот российскому зрителю интересен такой штрих: президента в фильме любят, ненавидят, уважают, но никто не относится к нему с подобострастием, как это принято среди наших родных осин. Забавно, как не зная, жив он или нет, специальные люди объявляют президентом то вице-президента, то спикера, деловито, отточенными ритуальными движениями передавая из рук в руки ядерный чемоданчик и коды к нему. Власть десакрализуется, над властью иронизируют, а кроме того, предупреждают: верить ей тоже особо нельзя, потому что на самых ответственных постах могут оказаться предатели, а мы даже представить себе не можем, какие причины ими движут. Ну прямо как сейчас в казусе Сноудена – такого же обыкновенного человека, как премьер, спикер или начальник секретной службы.

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

2morrow/Завтра просит о помощи

30.07.2014

30 июля 2014 года директор Международного фестиваля независимого кино «2morrow/Завтра» Ольга Дыховичная вместе с командой фестиваля на страничке фестиваля в Фейсбуке опубликовала обращение, которое мы считаем нужным поддержать и распространить.