Форсаж-50. «Стартрек: Бесконечность», режиссер Джастин Лин

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Посмотревшая «Стартрек: Бесконечность» Нина Цыркун считает, что авторы тринадцатого научно-фантастического фильма из франшизы «Звездный путь» вступили в полосу «интимизации» и более детального прописывания психологии персонажей, объяснимую усталостью от бесконечой героики и путешествий.

 

Выход на экраны третьей части киноэпопеи «Стартрек» – «Бесконечность» – приурочен к пятидесятилетнему юбилею медиафраншизы. (Цифра 50, к тому же, удачно рифмуется с количеством рас в ее мега-вселенной.) Не грех вспомнить, что именно в честь космического корабля «Энтерпрайз» из этого сериала, запущенного в 1966 году Джином Родденберри, был назван первый американский шаттл. Собственно, эта история и оставалась по преимуществу национальным достоянием, дорогу которому к глобальной известности перекрыл Джордж Лукас со «Звездными войнами». Во всяком случае, в свое время у нас по телевидению этот сериал прошел без особого шума.

Историческую справедливость восстановил Джей Джей Абрамс, с успехом попытавшийся придать старой легенде новый блеск. В отличие от современных звездных сказок с их мрачным колоритом и глубокой безнадегой вечной войны всех против всех, в этой старомодной истории сохранился аромат тех надежд, которые народ питал еще на заре освоения космоса. В этом ее актуальность, потому что только в сытые и благополучные времена можно позволить себе роскошь хандрить.

Star Trek Beyond 2«Стартрек: Бесконечность»

После того, как Абрамс отказался взяться за «Стартрек: Бесконечность» в качестве режиссера, он же как продюсер доверил очередную миссию «Энтерпрайза» Джастину Лиину – постановщику четырех «Форсажей». Тот достойно подхватил эстафету, погрузив зрителя в бурную энергию действия и ненавязчиво включая намеки на себя, любимого – вроде гонки на архаичном мотобайке в условиях не столь тяжелой, как на Земле, гравитации. Остроумные аллюзии на известные факты из жизни персонажей и детали их характеров, приобретающие теперь новые неожиданные нюансы, тоже заставили «треккеров» визжать от восторга.

Star Trek Beyond 3«Стартрек: Бесконечность»

Продолжая традицию «интимизации», авторы «Стартрек: Бесконечность» рисуют сложности психологического состояния уставших от вечного путешествия и бремени ответственности героев. Капитан Джеймс Тиберий Кирк (Крис Пайн), зациклившись на том, что уже на год пережил своего отца, утомился командованием и желает спихнуть это нелегкое дело на кого-нибудь другого. Неулыбчивый остроухий коммандер Спок (Закари Куинто), узнав о смерти собственного отца (ветеран медиафраншизы, исполнявший роль посла Спока актер Леонард Нимой ушел из жизни до начала съемок, и это дань его памяти), подумывает о своей ответственности перед соотечественниками-вулканцами, ради чего готов оставить Звездный флот и даже порвать с любимой девушкой, лейтенантом Ухурой (Зои Салдана).

Но как бы то ни было, и на этот раз главная идея фильма состоит в том, что только работа в слаженной команде спасет людей и представителей прочих сорока девяти рас от лихих злоумышленников. Здесь каждый вносит свою долю реального участия и креатива в общее дело, доказывая правоту лозунга: «В единстве наша сила» – и опровергая то, что утверждает по этому поводу плохой парень Кролл (Идрис Элба). Следуя заветам Родденберри, «Стартрек» всегда отзывается на актуальные темы и проблемы. И в данном случае он как будто внушает нам, что мультикультурализм не стоит списывать со счетов, а слово «интернационализм» не содержит в себе ничего плохого.

Star Trek Beyond 4«Стартрек: Бесконечность»

Попав в ловушку, команда «Энтерпрайза» рассеялась по неуютной скалистой планете, затерянной в глубоком космосе. Получилось так, что почти все сошлись в пары, образуя забавные «каскадные» дуэты. Вулканец-романтик Спок, в чьей природе жесткая логика и отказ от эмоций, попадает в связку с остроумным циником доктором Боунсом МакКоем (Карл Урбан). Инженер-интеллектуал Монтгомери Скотти (британец Саймон Пегг блещет здесь и как сценарист, и как комический актер) – с воинственной инопланетянкой Джейлой (София Бутелло). Умудренный опытом Капитан Кирк – с полным молодого энтузиазма Павлом Чеховым (Антон Елчин успел сняться в этой роли, ставшей для него одной из последних). И вот все они разыгрывают минисюжеты, по-новому открывающие знакомых героев. Конечно, зрители могут по-разному отнестись к некоторым свежим краскам в их обрисовке (это касается прежде всего лейтенанта Сулу, которого играет Джон Чо), но как бы то ни было, введены они достаточно деликатно (и вполне безобидно для категории 16+).

Если же говорить о претензиях, то, может быть, не очень убедительно объяснил свои претензии к Федерации злодей-трансформер Кролл, да и сюжетообразующая охота за артефактом под названием «абронет» выглядит слишком условной. Но зрители, захваченные энергетикой фильма, я думаю, простят это его создателям.

Акционизм как защита искусства. Теория и художественная практика современного протеста

№3, март

Акционизм как защита искусства. Теория и художественная практика современного протеста

Андрей Ерофеев

Нередко можно услышать мнение, будто акция Петра Павленского «Угроза» с поджогом главной двери здания КГБ/ФСБ на Лубянке стала мощным финальным аккордом движения под названием «радикальный русский перформанс». Павленский убежал в Париж. Получил там политическое убежище и как бы досрочно вышел на пенсию.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Сверхценности» опять останавливают Россию? Российская государственность: к этиологии сверхценностей

28.04.2015

Беседа с главным редактором журнала «Искусство кино», культурологом, кинокритиком Даниилом Дондуреем. — Сначала вопросы к себе: почему произошло все то, что с нами случилось в минувшем году? Что предвещало, из какой табакерки выскочило, кто демиург событий? Где таились те идеологемы, которые так неотвратимо были объявлены главными? Мне кажется, что все это сработало не вдруг и связано не только с именем государя.

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.