Форсаж-50. «Стартрек: Бесконечность», режиссер Джастин Лин

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Посмотревшая «Стартрек: Бесконечность» Нина Цыркун считает, что авторы тринадцатого научно-фантастического фильма из франшизы «Звездный путь» вступили в полосу «интимизации» и более детального прописывания психологии персонажей, объяснимую усталостью от бесконечой героики и путешествий.

 

Выход на экраны третьей части киноэпопеи «Стартрек» – «Бесконечность» – приурочен к пятидесятилетнему юбилею медиафраншизы. (Цифра 50, к тому же, удачно рифмуется с количеством рас в ее мега-вселенной.) Не грех вспомнить, что именно в честь космического корабля «Энтерпрайз» из этого сериала, запущенного в 1966 году Джином Родденберри, был назван первый американский шаттл. Собственно, эта история и оставалась по преимуществу национальным достоянием, дорогу которому к глобальной известности перекрыл Джордж Лукас со «Звездными войнами». Во всяком случае, в свое время у нас по телевидению этот сериал прошел без особого шума.

Историческую справедливость восстановил Джей Джей Абрамс, с успехом попытавшийся придать старой легенде новый блеск. В отличие от современных звездных сказок с их мрачным колоритом и глубокой безнадегой вечной войны всех против всех, в этой старомодной истории сохранился аромат тех надежд, которые народ питал еще на заре освоения космоса. В этом ее актуальность, потому что только в сытые и благополучные времена можно позволить себе роскошь хандрить.

Star Trek Beyond 2«Стартрек: Бесконечность»

После того, как Абрамс отказался взяться за «Стартрек: Бесконечность» в качестве режиссера, он же как продюсер доверил очередную миссию «Энтерпрайза» Джастину Лиину – постановщику четырех «Форсажей». Тот достойно подхватил эстафету, погрузив зрителя в бурную энергию действия и ненавязчиво включая намеки на себя, любимого – вроде гонки на архаичном мотобайке в условиях не столь тяжелой, как на Земле, гравитации. Остроумные аллюзии на известные факты из жизни персонажей и детали их характеров, приобретающие теперь новые неожиданные нюансы, тоже заставили «треккеров» визжать от восторга.

Star Trek Beyond 3«Стартрек: Бесконечность»

Продолжая традицию «интимизации», авторы «Стартрек: Бесконечность» рисуют сложности психологического состояния уставших от вечного путешествия и бремени ответственности героев. Капитан Джеймс Тиберий Кирк (Крис Пайн), зациклившись на том, что уже на год пережил своего отца, утомился командованием и желает спихнуть это нелегкое дело на кого-нибудь другого. Неулыбчивый остроухий коммандер Спок (Закари Куинто), узнав о смерти собственного отца (ветеран медиафраншизы, исполнявший роль посла Спока актер Леонард Нимой ушел из жизни до начала съемок, и это дань его памяти), подумывает о своей ответственности перед соотечественниками-вулканцами, ради чего готов оставить Звездный флот и даже порвать с любимой девушкой, лейтенантом Ухурой (Зои Салдана).

Но как бы то ни было, и на этот раз главная идея фильма состоит в том, что только работа в слаженной команде спасет людей и представителей прочих сорока девяти рас от лихих злоумышленников. Здесь каждый вносит свою долю реального участия и креатива в общее дело, доказывая правоту лозунга: «В единстве наша сила» – и опровергая то, что утверждает по этому поводу плохой парень Кролл (Идрис Элба). Следуя заветам Родденберри, «Стартрек» всегда отзывается на актуальные темы и проблемы. И в данном случае он как будто внушает нам, что мультикультурализм не стоит списывать со счетов, а слово «интернационализм» не содержит в себе ничего плохого.

Star Trek Beyond 4«Стартрек: Бесконечность»

Попав в ловушку, команда «Энтерпрайза» рассеялась по неуютной скалистой планете, затерянной в глубоком космосе. Получилось так, что почти все сошлись в пары, образуя забавные «каскадные» дуэты. Вулканец-романтик Спок, в чьей природе жесткая логика и отказ от эмоций, попадает в связку с остроумным циником доктором Боунсом МакКоем (Карл Урбан). Инженер-интеллектуал Монтгомери Скотти (британец Саймон Пегг блещет здесь и как сценарист, и как комический актер) – с воинственной инопланетянкой Джейлой (София Бутелло). Умудренный опытом Капитан Кирк – с полным молодого энтузиазма Павлом Чеховым (Антон Елчин успел сняться в этой роли, ставшей для него одной из последних). И вот все они разыгрывают минисюжеты, по-новому открывающие знакомых героев. Конечно, зрители могут по-разному отнестись к некоторым свежим краскам в их обрисовке (это касается прежде всего лейтенанта Сулу, которого играет Джон Чо), но как бы то ни было, введены они достаточно деликатно (и вполне безобидно для категории 16+).

Если же говорить о претензиях, то, может быть, не очень убедительно объяснил свои претензии к Федерации злодей-трансформер Кролл, да и сюжетообразующая охота за артефактом под названием «абронет» выглядит слишком условной. Но зрители, захваченные энергетикой фильма, я думаю, простят это его создателям.

Супергерой нового поколения. «Гоголь. Начало», режиссер Егор Баранов

№5/6, май-июнь

Супергерой нового поколения. «Гоголь. Начало», режиссер Егор Баранов

Ольга Шакина

Начну с нетипичного для академического издания зачина: как-то у стойки берлинского бара я разговорилась с ирландцем о русской литературе. После непременного обсуждения большой экспортной триады (Ч-в, Д-й, Т-й) он признался, что на самом-то деле гораздо больше любит другого автора: «Гоголь! Атипично смешон!» «Это не вполне русский – украинский писатель», – поправила я собеседника и начала было пересказывать литературоведческие споры о гоголевской национальной идентичности, как ирландец уверенно меня прервал: «Ты права: откуда бы он ни был – он точно не русский».

Иди и смотри

Колонка главного редактора

Иди и смотри

11.08.2011

Глава МВД России Рашид Нургалиев расстроен тем, что отечественная молодежь не ту музыку слушает и не те книги читает. Его очень печалит, что наши юноши и девушки напрочь игнорируют романсы и вальсы... А вот известного культуролога Даниила Дондурея пугает запоздалость прозрений министра.

Новости

В Музеоне стартует «Советское кино и музыкальный авангард»

16.07.2015

С 21 июля по 18 августа в Летнем кинотеатре МУЗЕОН каждый вторник будет проходить показ классики советского немого кино под живым музыкальным сопровождением современных музыкантов-экспериментаторов.