Голубые баптизии

  • Блоги
  • Нина Цыркун

По итогам премьерного уикенда триллер «Судная ночь» оказался «спящим хитом» – лидером кинопроката в Северной Америке. О фильме, окупившем свой бюджет более чем в 12 раз, – Нина Цыркун.


В 2022 году – то есть совсем скоро, и десяти лет не пройдет – Соединенный Штаты найдут способ справиться с безработицей, войнами, преступностью и обеспечат счастливую мирную жизнь всему населению. Оказывается, для этого нужно совсем немного – всего двенадцать часов в год разрешенного насилия. Тем, кто не желает выплескивать свою агрессию или, наоборот, боится ее, могут оставаться, пока длится «судная ночь», в своих домах, дожидаясь рассвета. С небольшой поправкой: для полного спокойствия им нужно обзавестись надежной системой защиты – ведь не всегда известно, кто точит на вас зуб (и нож). А потому и целая новая индустрия развилась – производство и продажа высокотехнологичных охранных систем. Главный герой фантастического (не научно-, но социально-фантастического) триллера «Судная ночь» Джеймс (Итан Хоук), глава семейства Сэндинов, как раз и занимается этим прибыльным бизнесом, в результате становясь самым богатым жителем округа. Так что у соседей уже есть по крайней мере одна причина его недолюбливать.


«Судная ночь». Официальный трейлер

Тем не менее, состоятельность придает Джеймсу уверенность, а «судная ночь» – источник его богатства, и потому Джеймс даже с неким экзальтированным нетерпением ждет этой ночи, тем более что свой дом, разумеется, оснастил самой совершенной охранной системой. В знак того, что он и его семья одобряют политику государства, «новых отцов-основателей», придумавших этот радикальный метод избыть агрессивность, Джеймс выставляет во дворе ритуальный букет голубых баптизий.

И все было бы хорошо, если бы дети Сэндинов – Зои (Аделаида Кейн) и Чарли (Макс Буркхолдер) не нарушили установленный порядок. Одна привела в дом своего бойфренда, другой позволил укрыться в доме чернокожему бродяге, за которым идет погоня. И дальше, конечно, вся физическая острота действия будет определяться наличием этих «инородных тел», а психологическая – поведением обитателей дома, которым придется делать сложный выбор и как-то рассчитаться и с необходимостью защититься, и с тем, чтобы остаться людьми.

purge 7 4 3 13
«Судная ночь»

Малобюджетный (3 млн долларов) фильм выстроен автором сценария и режиссером Джеймсом ДеМонако на редкость складно и последовательно, как прямое высказывание, точно очертившее авторскую позицию. Отсюда, конечно, и издержки. Сценарий слишком прямолинеен, и места, а также времени на то, чтобы объяснить сюжетные повороты и оттенки психологических мотивов, не просто не хватает – его изначально не предусмотрено. (Вся психология, в сущности, доверена актрисе Лине Хиде, исполнительнице роли жены Джеймса, Мэри. И она, надо признать, отлично с этой ролью справляется). Зато в силу лаконичности фильма главная мысль прочитывается со всей определенностью: легитимизируя насилие в определенных рамках, вы не укрощаете его. Оно не распространяется, так сказать, вширь, но интенсифицируется, концентрируется в отведенном временном интервале до совершенно безумной степени. Невозможно избыть агрессивность и жажду мстить и убивать – всегда найдется кто-то, кому есть за что позавидовать, кто-то, кто вызывает ненависть – оправданную или безотчетную. Одни ведут охоту в соответствии со своими политическими убеждениями, другие – руководствуясь мелкими житейскими мотивами; результат один. Телевизионные сводки по городам и весям сообщают страшные цифры убитых в эту судную ночь на всей территории страны, в том числе в интеллектуальных центрах и самых материально благополучных местах; если распределить количество жертв по остальным 364 дням и ночам, вряд ли получилось бы меньше.

purge3
«Судная ночь»

Молчаливое согласие с политикой властей, подтверждаемое голубыми букетами, на самом деле основывается всего лишь на вере в надежность защиты. Однако насколько оправдана сама эта вера? И неужели согласие с необузданным насилием связано всего лишь с гарантиями личной безопасности? Вопросов, которые рождаются по мере просмотра фильма, возникает все больше, и ответов на них не предусмотрено, да и в принципе в расчете на всех не может быть. Ответы придут, когда облюбовавший именно вас жареный петух прицелится клювом в известное место. Вероятно неслучайно ДеМонако выбрал столь многозначное название для своего фильма – The Purge, что означает не только «чистка», но одновременно и «искупление вины», «заглаживание преступления».

purge-
«Судная ночь»

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

№1, январь

Между вымыслом и окопом. Украинская документалистика после Майдана

Дмитрий Десятерик

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ: ОБРАТНЫЙ ОТСЧЕТ 1. Разговор об актуальной украинской документалистике[1] нужно начинать с перечня отсутствий. Чем была постсоветская Украина большую часть времени с момента обретения независимости? Сновидением государства о самом себе. Удерживала эту странную иллюзию скорее пассивность общества, нежели какая бы то ни было идеология. Экономика по преимуществу функционировала в тени, политика при сохранении выборного фасада являла собой систему «договорняков» – в фальсификациях не было потребности, потому что отдельные депутаты и целые партии перекупались уже в парламенте.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

2-й фестиваль «Движение» завершился триумфом 21-летнего режиссера

28.04.2014

27 апреля в Омском драматическом театре состоялась Церемония закрытия 2-го национального кинофестиваля дебютов «Движение». Призы распределились следующим образом.