И ад следует за ними. «Инферно», режиссер Рон Хоуард

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Нина Цыркун нашла время и силы, чтобы посмотреть и оценить очередный конспирологический кино-проект от создателей «Кода да Винчи».


Дэн Браун нашел отличный рецепт комфортной страшилки: речь идет о чем-то реально опасном, но действие помещается в такие дивные интерьеры знаменитых музеев, узнаваемых знаковых ландшафтов, что на фоне погружения в их нетленную красоту страх понемногу рассеивается, а то и совсем улетучивается еще до финальной развязки. Помогает разрядить обстановку и присутствие какой-нибудь хорошенькой умненькой специалистки по каким-нибудь научным вопросам, которая ассистирует главному герою. Продюсеры франшизы нашли идеального исполнителя роли профессора Лэнгдона; кто, если не Том Хэнк с его личным обаянием и репутацией «дважды-оскароносца», сумеет внушить зрителю уверенность в своей историко-искусствоведческой премудрости и в том, что герой безусловно и искренне предан всему хорошему, будучи надежно вакцинированным против всего плохого? Впрочем, «Инферно» Рона Хоуарда – неизменного экранизатора романов Дэна Брауна – Тому Хэнксу не принесет третьего «Оскара», но, как и прочие его малозаметные работы, фильмографию не испортит.

«Инферно», трейлер

«Инферно» выстроен как насыщенный опасностями квест – травелог, предлагающий путешествие по лучшим итальянским музеям, по улицам и площадям Флоренции, по каналам Венеции, по стамбульской Святой Софии – где уж тут соскучиться. Тем более, рядом всегда прелестная юная умница – доктор Сиенна Брукс (Фелисити Джонс), а если не она, то неординарная начальница Всемирной организации здравоохранения Элизабет Скински (Сидзе Бабетт Кнудсен) более старшего возраста. Поскольку никаких морально-психологических, а следовательно и поведенческих неожиданностей от профессора Лэнгдона ждать не приходится, ими удивляют обе дамы, которые то и дело оказываются не теми, кем кажутся: они крутят простодушным Робертом, и их непредсказуемые действия двигают хитросплетенный сюжет.

Свою роль играет и фабульная страшилка (хотя с течением экранного времени ее забываешь опасаться). Некий безумец-биоинженер по-своему распорядился дилеммой, что лучше: прямо сейчас уничтожить половину населения земшара – или подождать, пока через сто лет человечество само вымрет как вид? В своих рассуждениях злодей идет точно по следу Озимандии из «Хранителей» Зака Снайдера, рационально подсчитавшего, что надо убить всего лишь каких-то три миллиона человек, чтобы спасти миллиарды. (Потому что размножается человечество по экспоненте, в то время как пищевые ресурсы также стремительно истощаются. А тут удачно подоспел смертельный вирус – достаточно выпустить его на волю, и все решится само собой.) Как и в «Хранителях», стрелки часов Судного дня – хотя они здесь не фигурируют – приближаются к роковой полуночи. Со спасением мира надо поспешить. Вот вам и саспенс.

Inferno 2«Инферно»

Зрительское внимание сосредоточивается на расколдовывании древней тайны, ключ которой зашифрован в таинственной надписи. Тут вступает «засадный полк»: раз профессор Лэнгдон с диагнозом «ретроградная амнезия» оказался во Флоренции, стало быть, должна появиться тень Данте и его «Божественной комедии». Поскольку ситуация грозная, в ход пойдет ее часть под названием «Ад», а при ней – рисунок на пергаменте «Карта Ада» Сандро Боттичелли с изображением девяти кругов адской воронки. Подтягивается и Вазари с фреской «Битва при Марчиано».

Дэн Браун с его безоглядной претензией на всеохватное знание – виртуоз по части паразитирования на загадках истории искусств и вплетении их в социально-политическую злобу дня. В «Инферно» Браун обращается к новейшему открытию итальянского Маурицио Серачини (фигурировшему и в романе «Код да Винчи») – напомню, что именно он обнаружил под вазариевской фреской творение Леонардо. С невзыскательным любопытством неофита Дэн Браун – и создатели фильма вслед за ним – вязнут в деталях, отвлекаясь на всяческие артефакты и музейные экспонаты, так что порой хочется их одернуть, попросив скорее перейти к делу. Персонажи, будто овладевшие секретом нуль-транспортировки, мгновенно перемещаются из одной туристической мекки в другую, попутно сообщают нам историко-художественные сведения насчет местных достопримечательностей, попадают в смертельно опасные передряги – и всегда выходят из них все так же по-староголливудски аккуратно одетыми. Ни один рукав не оторвался, ни один каблук не сломался и вымокшая после подводного плавания одежда выглядит как сейчас с гардеробной вешалки. Поскольку все происходит довольно стремительно, на такие пустяки внимания не хватает, как и на смешные для такого эксперта, как Роберт Лэнгдон, ошибки вроде той, когда он, держа в руках цилиндр Фарадея, принимает человеческую кость, из которой он сделан, за слоновую. В этих чуть ли не нарочитых небрежностях я усматриваю намек зрителю: наслаждайтесь зрелищем, но не принимайте продукцию с фирменным знаком Дэна Брауна всерьез.

Салли Поттер: «Правду легко корректировать…»

№2, февраль

Салли Поттер: «Правду легко корректировать…»

Беседу ведет Алиса Саймон. АЛИСА САЙМОН. В нынешнюю эпоху Brexit, Трампа и фальшивых новостей ваш новый фильм кажется невероятно актуальным. Что вас вдохновило? САЛЛИ ПОТТЕР. Я приступила к сценарию «Вечеринки» как раз перед началом последних всеобщих выборов в Великобритании. Казалось, сам воздух был пропитан унынием, все были подавлены; политики затеяли некую игру, пытались угадать, что народ хочет услышать, вместо того чтобы говорить о том, что действительно важно и за что стоит бороться.

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.

Новости

В Москве состоится премьера фильма «В ауте»

19.11.2012

Премьера фильма «В ауте» Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова-Рау состоится в кинотеатре «Художественный» (Москва) 21 ноября. В центре «Аута» – героиня-аутист Соня Шаталова и ее дневники, но сами авторы считают, что тема их картины выходит далеко за границы частной жини героини: «Что происходит сегодня с нами? Куда мы идем? На что мы тратим свое время? Свободны ли мы? Ответы на эти вопросы придут с самой неожиданной стороны».