И дольше века… «Звездные войны: Пробуждение Силы», режиссер Дж. Дж. Абрамс

  • Блоги
  • Нина Цыркун

17 декабря, спустя три дня после мировой премьеры в Лос-Анджелесе на российские экраны выходят «Звездные войны: Пробуждение Силы». Cедьмой эпизод космической саги Star Wars, выпущенный компанией Walt Disney, посмотрела Нина Цыркун.


Название фильма Дж. Дж. Абрамса «Звездные войны: Пробуждение Силы» не без лукавства указывает на то, что просыпается не только Сила, но и сама франшиза. Ее оживила компания Disney, купившая Lucasfilm. Эти цепкие ребята сходу объявили, что отныне сага будет длиться и длиться. Не заглядывая слишком далеко, можно точно сказать, что седьмой эпизод обернется трилогией, одновременно открывая третью триаду эпопеи, и это придаст всей конструкции идеальную завершенность.

Star Wars 2«Звездные войны: Пробуждение Силы»

Собственно, по меньшей мере относительное бессмертие саги предопределил Джордж Лукас, выбрав жанр эпоса, в котором можно произвольно комбинировать различные временные отрезки и фабульные действия, вводить всяческие вставные сюжетные линии, бесконечно включать новых и новых героев. В отличие от мифов о супергероях, накрепко связанных с жизнью и приключениями одного героя или их группы, эпос – это летопись, книга целого многонаселенного мира, рассчитанная на долгое чтение, предполагающая повторения и возвращения, длительные остановки на некоторых событиях, а стало быть – и дорогу множеству сиквелов, приквелов и перезапусков. Последнее особенно важно для «Звездных войн», так густо замешанных на быстро устаревающей технологии. «Пробуждение Силы» – как раз такой пример. Здесь остроумно обыгрываются гаджеты из прошлого, уже превратившегося для новых персонажей в миф. В «Пробуждении» именно появление на экране обветшавшего «Тысячелетнего сокола» и знакомых героев вызывает бурную реакцию зала; ретро-футуризм, подкрепленный ностальгическими настроениями, срабатывает безупречно.

«Звездные войны: Пробуждение Силы», трейлер 

Действие фильма происходит через три десятка лет после событий «Возвращения джедая». Мы видим на экране героев оригинальной трилогии — Люка Скайуокера (Марк Хэмилл), Хана Соло, Лею Органа и сопровождающих их лиц – частью облезших, полинявших, но привлекательных в силу своей узнаваемости. Назовите это вкусовщиной, но если Кэрри Фишер (принцесса Лея) в 1979 году (когда я впервые увидела «Звездные войны») показалась мне крайне непластичной и необаятельной, а лицо ее – стертым и невыразительным, то и теперь все эти качества только заметнее проявились: в профессиональном смысле возраст не пошел актрисе на пользу. Зато Харрисон Форд в роли Хана Соло ничуть не померк, а напротив, добавил своему герою мудрости и ироничности, что отлично компенсирует молодецкую удаль и отсутствие морщин на лице.

Star Wars 3«Звездные войны: Пробуждение Силы»

Что же касается новых персонажей, то фантазия авторов поистине непредсказуема. Когда-то казалось, что никого более обаятельного, чем, скажем, магистр Йода нельзя и вообразить, но нет: новички невероятно трогательны и придают картине свой незабываемый колорит. Трансформируясь в истории, эпос становится конгломератом жанров. В лукасовской саге он – смесь эстетики «плаща и шпаги» (вспомним одеяние Дарта Вейдера и световые мечи), вестерна («Вселенная – наш фронтир», как сказал Джон Ф. Кеннеди и повторил герой «Стар трека»), и не только. В новом фильме узнается чуть ли не вся номенклатура, перечисленная Проппом в волшебной сказке (есть тут и герой, покинувший свой дом, и девушка в опасности, мудрец и верный помощник, и зачарованный лес, и, разумеется, злодеи, а еще русский зритель узнает народную сказку о колобке). Фильм изобилует классическими мотивами, превращаясь в своеобразную игру-угадайку (узнавай – не хочу) – от архетипа двойника-доппельгангера до эдипового комплекса.

Но в отличие от антропоморфных дроидов, сразу вызывающих симпатию, к новым людям надо, наверное, еще привыкнуть. Может быть, рановато судить о них – беглом штурмовике Финне (Джон Бойега) и Рее, длинноногой девушке с мусорной планеты Джакку (Дейзи Ридли). Им, как я полагаю, еще предстоит сказать свое главное слово в борьбе Альянса повстанцев и с Галактической Империей, которые преобразовались в Сопротивление и тоталитарный Первый орден, что звучит вполне злободневно. Как и всегда.

Тень на бетонке. «Оптимисты», режиссер Алексей Попогребский

№4, апрель

Тень на бетонке. «Оптимисты», режиссер Алексей Попогребский

Катерина Тарханова

У вдовца была любовница, но из-за дочки он долго не женился, и от обиды любовница однажды случайно изменила. Правда, он тоже изменял, но «по праву». У вдовца был также тайный враг, притворявшийся другом, и на основе непроверенных данных он сообщил о случае с этой любовницей. Вдовец ее прогнал. А в подчинении у него была красавица, но муж ее жил в другом городе, и она завела женатого любовника – того самого тайного врага, который притворялся другом.

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Темы, которые никем не обсуждаются»

23.07.2013

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Здравствуйте. Это программа «Особое мнение». Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Я приветствую в этой студии главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея.

Новости

Европейские киноакадемики присудили почетную награду Бертолуччи

10.10.2012

Европейская киноакадемия (EFA) объявила о том, что на предстоящей 1 декабря 25-й церемонии награждения почетную награду за вклад в развитие кинематографа получит Бернардо Бертолуччи.