Игры с монстром. «Финансовый монстр», режиссер Джоди Фостер

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В российский прокат вышел «Финансовый монстр» Джоди Фостер, чья мировая премьера состоялась на Каннском кинофестивале внеконкурсным показом. Нина Цыркун нашла этот триллер слишком дамским.


Как выясняется, финансовый триллер – это не жанр, а класс гибридных поджанров, где может найтись место чему угодно – от черной комедии до серьезной драмы или, как в данном случае, гламурно-приключенческой ленте с претензией на социальную критику. Две мегазвезды на главных ролях сразу настраивают оптику на зрительское развлекательное кино, хотя, конечно, не без злободневной проблематики. Не желая обижать очень серьезную и старательную Джоди Фостер, нельзя все же не отметить, что ее четвертое режиссерское произведение «Финансовый монстр» – дамское творение, в меру нагнетающее саспенс, ненадолго вызывающее сентиментальное сочувствие, но слишком изящно скользящее по сути конфликта, ставшего основой сюжета. Дамское даже не потому, что заглавный герой оказывается здесь в буквальном смысле ведомым, а ведущей – женщина, телепродюсер.

Такая лента как нельзя лучше годится для открытия большого кинофестиваля, предоставляя возможность мировым знаменитостям продефилировать по красной дорожке, но после просмотра из зала выйдешь ничуть не умнее, чем был. Подозреваю, что внимание зрителей привлечет здесь более всего быт телевизионного закулисья и его обитателей, чем история денег и даже судьба внушающего сочувствие героя. В отличие от «Игры на понижение» Адама МакКея, которую я называю финансовым фильмом-катастрофой, но снятой как эксцентрическая комедия, вносящей ясность в мозги: там с глубочайшим знанием дела прослежена цепочка мелких проступков и крупных преступлений, вызвавших мировой финансовый кризис и массовое разорение.

Money Monster 3«Финансовый монстр»

В фильме Фостер комичен разве что выход Джорджа Клуни в качестве ведущего телешоу под тем же названием, что и фильм, – Ли Гейтса, втюхивающего наивным зрителям рецепты быстрого обогащения за счет вложения денег в прибыльные финансовые проекты. Гейтс ведет себя, как натуральный массовик-затейник, задача которого – быстренько запудрить мозги потенциальным покупателям своего «магазина на диване» и не дать им опомниться, потому что его личное благополучие зависит от того, скольких людей он сумеет охмурить. Его очередной мастер-класс начинающего инвестора в прямом эфире прерывает вторжение молодого человека, которому без проблем удалось пройти через все кордоны студийной охраны и надеть на Гейтса жилет заложника-смертника. Гейтс сразу теряет свою смекалку и реакцию, но, к счастью, в ухе у него имеется микрофон-суфлер, через который подает команды продюсер Пэтти (Джулия Робертс). Подоспевшие наконец полицейские в дальнейшем играют роль подтанцовки при не теряющей самообладания Пэтти. С ее подачи удается узнать имя нападающего – Кайл (Джек О'Коннелл), и благодаря ее настойчивости удается найти и призвать к ответу главного виновника того, что недоумок Кайл разорился, вложив все, что у него было (материнское наследство), 60 тысяч долларов в лопнувшее дело. Нити преступления ведут в разные концы света, едва ли не в Россию (слава богу, на этот раз русский след не обнаружился).

В фильме есть одна линия, показавшаяся мне потенциально перспективной: под прицелом телекамеры Гейтс и Кайл меняются местами; жертва становится хозяином положения, но довольно быстро вновь возвращается на свою позицию. Если бы эта линия была пристально разработана, в ней обнаружилась бы анатомия манипуляций, в ходе которой даже очень искушенная личность может превратиться в жертву. Но этот мотив не зазвучал в полную силу. Джоди Фостер предпочла показать, что Гейтс и Кайл якобы «братья», попавшие в одну ловушку. Ход, надо сказать, сомнительный. Преображение акулы ТВ с миллионными банковскими счетами в одночасье (фильм снят почти что в режиме реального времени) осознавшего всю пагубную роль своей миссии «брата» несчастного «синего воротничка» вряд ли убедительно.

Money Monster 4«Финансовый монстр»

Изображенный Джорджем Клуни Ли Гейтс знающим людям напомнил реального персонажа – Джима Креймера, который вел подобную программу под названием «Бешеные деньги» на CNBC, но избежал подобной неприятности. Так что, скорее всего, экранный образ собирателен. А профиль его занятия даже не особенно важен: манипулирование сознаниями и поведением зрителей ведется по многим фронтам.

Знаки человека. «Человек разумный», режиссер Николаус Гейрхальтер

№3, март

Знаки человека. «Человек разумный», режиссер Николаус Гейрхальтер

Алексей Тютькин

Выдающийся археолог знания Мишель Фуко закрывает свою книгу «Слова и вещи» следующим пассажем: «Человек, как без труда показывает археология нашей мысли, – это изобретение недавнее. И конец его, быть может, недалек […] человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке». Тезис этот шокирует и даже настраивает против автора тех, кто полагал изучение человека своей профессией – если не призванием. Однако Фуко, высказавшись в почти ницшеанской манере, так и не смог понять, что именно привело в недоумение или ярость его оппонента.

Колонка главного редактора

Чтобы ткань города усложнилась

21.09.2015

В Москве прошел фестиваль современного документального кино о городе и человеке «Центр». Главная идея фестиваля в формировании города как культурного кластера, в котором люди учитывают интересы друг друга. Корреспондент Агентства социальной информации поговорил с одним из членов жюри фестиваля, культурологом и главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем о том, какую роль играют гражданские инициативы в создании культуры города, каких культурных пространств не хватает столице и могут ли москвичи создать собственную городскую культуру.

Новости

На 67-м Каннском фестивале восторжествовала «Зимняя спячка»

24.05.2014

24 мая в Канне состоялась торжественная церемония вручения призов 67-го Международного кинофестиваля. Главный приз, «Золотую пальмовую ветвь», жюри во главе с Джейн Кэмпион присудило «Зимней спячке» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана. Джейлан ранее уже получал в Канне Гран-при и приз за режиссуру. Единственный российский участник главного конкурса, фильм Андрея Звягинцева  «Левиафан» получил приз за лучший сценарий (авторы сценария Олег Негин и Андрей Звягинцев).