Кадриль

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Один из заметных полнометражных российских дебютов этого года – «Отдать концы» Таисии Игуменцевой о светопреставлении в одной отдельно взятой русской деревне. В особенностях национального апокалипсиса по версии Игуменцевой разобралась Нина Цыркун.


Начинающие режиссеры любят снимать притчи. Не имея собственного жизненного опыта, легко спрятаться за сконденсированную опытом человечества мудрость. Дебютантка в полнометражном кино Александра Головина для дебютантки Таисии Игуменцевой написала сценарий с фабулой потопа – самой что ни на есть емкой. Но притча – жанр, требующий глубокой проработки; фабулу требуется оснастить сюжетом – действием, которое двигают характеры персонажей. То и другое сценарист должен прописать, режиссер – реализовать, актеры – сыграть. Тут-то картина «Отдать концы», попавшая в российскую программу МКФ из Канна и Сочи, и забуксовала.

igumentseva0
«Отдать концы»

Хлипкая наполненность событиями и отсутствие насыщенного смыслами текста не позволяет актерам в полную силу развернуться; они добросовестно валяются в грязи, пьют самогон, прижимаются щека к щеке в виньетках густой листвы, но вынужденно ведут себя, как любители, явно выполняющие команды режиссера, голос которой как будто так и слышишь за кадром: побежала, упала, заплакала, опять упала на колени, поползла… Я намеренно привожу пример из поведения актрисы в одном из эпизодов, потому что мужчинам вообще тут делать нечего, кроме разве что одного только старика-резонера Васильича (Юрис Лауциньш), традиционного деревенского «деда Шукаря». Ему приходится ходить за своей пятнистой малоудойной коровой Конфетой, гладить ее морду и доить (отвернувшись от зрителя – ясно, что учить его этому искусству не озаботились). Корова да, пожалуй, пес Рэмбо – самые живые персонажи фильма, действующие на свое усмотрение, следовательно, органично и иной раз неожиданно (как трогательно выглядывает Конфета в оконце хлева!), а потому привлекающие к себе зрительское внимание. Без них было бы совсем скучно, несмотря на то, что в центре повествования –апокалипсис местного масштаба, потоп, который должен бы вроде его, зрителя, напугать, заставить беспокоиться за жизнь и судьбу жителей оторванной от большой земли деревеньки населением в десять человек. Но никакого страха, никакого волнения не возникает; саспенс режиссеру не дался.

igumentseva3
«Отдать концы»

В жизни людей, чьи дома заливает водой, ничего, в сущности, не изменилось. Потопу предписывалась важная роль: радикально изменить сознание жителей деревни. Суть перемены артикулировалась в застольной речи бабы Зины: надо, мол, перестать жить не по лжи. Но где ж тут ложь, если люди живут семейной жизнью, повинуясь долгу? Ничего криминального за ними не значится. И выходит, что потоп нужен был лишь для того, чтобы две супружеские пары поменялись партнерами, быстренько поняли, что ошиблись (оказалось, к примеру, что Леша храпит, а его возлюбленная подружка не умеет зажарить яичницу – тут и любви конец) и свинг-пары дали обратный ход, как в старинном сельском танце кадриль. А еще два одиночества встретились навсегда, хотя странно, почему нужен был потоп для того, чтобы местная интеллектуалка-киноманка, вдовица Нина (Ирина Денисова), угощающая односельчан фильмом братьев Дарденн «Молчание Лорны», и кустарь-изобретатель Иван (Сергей Аброскин), знакомый с наследием Леонардо да Винчи и Николы Теслы, разглядели друг друга на таком тесном пятачке.

igumentseva2
«Отдать концы»

В отсутствие конкретных событий зрителю остается разглядывать фактуру, и над ней режиссер и художник-постановщик Эльдар Кархалев отлично поработали. Нашли в Ленинградской области дивный природный уголок – остров с домами-развалюхами и тесно обставили их уютным мебельным старьем. Вещи говорят о людях больше, чем они сами: достаточно бюста Ленина, чтобы догадаться о траектории судьбы бабы Зины (Ёла Санько), раньше исповедовавшей марксизм-ленинизм, а теперь православие.

Увы, вещам тоже не дали сыграть в полную силу. Вот, к примеру, подтибренный где-то местным вором-добытчиком (Максим Виторган) кусок алого парашютного шелка, который при наличии потопа и оптимистичного пафоса режиссера просто обязан был обернуться алыми парусами. Эти паруса в их, понятное дело, смеховом антураже оказались бы очень кстати рядом с фильмом Дарденнов, возникшем как шутка-оммаж Жан-Пьеру, вручившему Игуменцевой приз конкурса «Синефондасьон» за дипломную короткометражку «Дорога на..». Но парашютный шелк так и остался забытым там, где могла бы развернуться забавная и увлекательная история. Натужно исполненный хэппи-энд так или иначе случился, но сюжет развалился на отдельные эпизоды разной степени красочности и обманул ожидания, как обещанный по телевизору конец света.

igumentseva5
«Отдать концы»

Сезон охоты. Сценарий

№12, декабрь

Сезон охоты. Сценарий

Елизавета Симбирская по идее Филиппа Юрьева

Елизавета Симбирская – драматург. Родилась в 1989 году. Окончила ВГИК (2013, сценарная мастерская Н.Рязанцевой и В.Антоновой). Печаталась как критик в журналах «Огонек» и «Искусство кино». Сценарист сериалов и документальных программ для телеканалов ТВЦ, «Домашний», «Культура». Публикуется в журнале «Сноб». Автор сценария мультипликационного фильма «Чехов Точка Чайка» (2015, с Соней Меламуд). Этот фильм – участник фестиваля в Суздале, лауреат фестиваля «Отцы и дети»; сценарий был внесен в лонг-лист премии «Икар» (2016).

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».

Новости

Завершился Форум молодого кино стран СНГ «Умут»

03.11.2016

31 октября в Бишкеке состоялась церемония закрытия Форума молодого кино стран СНГ "УМУТ". По итогам работы нескольких жюри были присуждены призы и дипломы. Национальные программы судили международные жюри, а международные секции – жюри, собранные из национальных критиков и кинематографистов. Публикуем все награждения во всех основных фестивальных номинациях.